Главная > Тенденции & прогнозы > Германия: неудержимое подорожание

Германия: неудержимое подорожание

image_pdfimage_print

Уже давно Федеральный союз потребителей электроэнергии констатировал очевидное: цена этого ресурса за минувшие двенадцать месяцев в Германии заметно выросла. Скажем, с июня 2012 года для промышленных потребителей она стала больше на 12,4%. Для некоторых компаний с высоким уровнем потребления электроэнергии это означает увеличение годовых расходов на 200 с лишним тысяч евро.

Реакцию представителей индустрии на такое развитие событий легко предугадать. Но давайте подкрепим свои ожидания фактами. Вот итог опроса, проведённого по заказу Торгово-промышленной палаты ФРГ. Согласно полученным данным, 8% предприятий с числом занятых до 500 человек или планируют, или даже предприняли первые шаги по переводу своих производств из Германии за рубеж. В энергоёмких отраслях дело обстоит ещё серьёзнее: чемоданы начали собирать 25% компаний. Эрик Швайцер, президент Торгово-промышленной палаты, сообщил, что обусловленная государственными решениями суммарная нагрузка на предприятия и домохозяйства выросла с 1998 года с 2 до 30 с лишним миллиардов евро. Это уже даже не ужас, а просто ужас-ужас-ужас. Понятно, что деловые круги Германии оценивают эту ситуацию как крайне тревожную, причём, в первую очередь для мелких и средних предприятий, поскольку для них отъезд с родины становится буквально неизбежным.

Вот почему бизнесмены требуют от политиков снять чрезмерную нагрузку с предприятий и срочно остановить рост цен на электроэнергию. Если этого не произойдёт, то последствия для рынка труда будут весьма тяжёлыми. По мнению экспертов, Германия может в результате потерять до миллиона рабочих мест. Более того, по мнению Союза потребителей электроэнергии, если не последуют насущные политические решения, рост цен продолжится и впредь, а значит – число «отъезжантов» продолжит расти.

Ещё один серьёзнейший момент: германские компании, да и вся экономика ФРГ в целом, утрачивают конкурентоспособность. Ведь мелкие и средние предприятия как раз производят высокоспециализированную и инновационную продукцию и действуют в условиях жесточайшей международной конкуренции. Вот вам сравнение: в Германии для промышленных потребителей электроэнергия обходится на 15% дороже, чем во Франции, и аж на 40% – чем в Нидерландах. Так что просто удивительно, что затронутые предприятия давно не сбежали туда, где им будет комфортнее работать.

Только, пожалуйста, не надо давать полезные советы, что электроэнергию можно и нужно экономить. Для большинства германских компаний эти возможности практически исчерпаны, что подтверждает и Торгово-промышленная палата. По её данным 96% всех предприятий с числом занятых свыше 1000 человек, если уже не провели все необходимые в этом отношении мероприятия, то находятся в стадии их реализации. Даже менее состоятельные компании с числом занятых до 500 человек тоже не дремлют. У них доля экономных хозяев достигает 76%, а в промышленности она ещё выше – 90%.

Итак, что же остаётся? Останавливать производство или в паническом страхе бежать из страны? Нет, есть у компаний и ещё один вариант – самим производить электроэнергию. А что ещё можно поделать, когда за минувшие 12 месяцев каждое одиннадцатое предприятие испытывало проблемы с электроснабжением?

Понятно, что определённая эйфория, которая поначалу охватила некоторых промышленников, надеявшихся на облегчение, которое они получат в результате реформ энергетики, сменилось отрезвлением. Преимуществ пока никому не видно, а недостатки – вот они.

Сейчас всего лишь от 20 до 30% мелких и средних компаний исходят из того, что преобразования скажутся на их деятельности позитивно. А ведь мало кто решился перестраивать энергетику радикальнее, чем это сделала Германия. Положение осложняется ещё и тем, что компании других стран в области эффективного использования энергоресурсов составляют всё нарастающую конкуренцию своим германским соперникам. Наиболее очевидный пример – гелиоэнергетика. Долгие годы компании из ФРГ были ведущими в этой отрасли, и вот – сокрушительно проиграли схватку китайским соперникам. А те из германских компаний, что не разорились и не перестали существовать, ведут тяжёлую и мучительную борьбу за выживание, исход которой пока непредсказуем: конкурировать с китайцами в области цен на продукцию – практически проигрышное занятие.

Андрей НИЖЕГОРОДЦЕВ

№10(80), 2013

№10(80), 2013