Пришло время расплатиться


Для семнадцати европейских компаний, занимающихся производством санитарно-технического оборудования, настало время расплаты. Европейская Комиссия еще в 2010 году призвала их к ответу по обвинению в ценовом сговоре. Бизнесмены обжаловали это требование, но, увы, в большинстве случаев безрезультатно. Больше всего досталось старинной германской компании «Виллеруа и Бох», которой придется раскошелиться на 71,5 миллиона евро. Это наказание за то, что потребителям годами приходилось переплачивать за её ванны, душевые кабины и водопроводные краны. Штрафы будут платить еще четыре германских компании – «Дуравит», «Ханза», «Дорнбрахт» и «Хансгроэ».

Общая сумма штрафов, к уплате которых присудили 17 «грешников», достигает 622 миллиона евро. Кое-кому все же удалось доказать, что их притянули ни за что, и 200 миллионов пришлось скостить. Хотя больше похоже на то, что простили их за сотрудничество с антимонопольным следствием, то бишь, за то, что они успели заложить партнеров раньше, чем те заложат их. Штрафы были снижены французской «Алиа», «Продюи серамик де Турень», «Рока», «Тране», «Вабко Юроп», а также итальянской «Айдиэл стандард Италиа».

Географически штрафники представляют ведущие страны Европейского Союза – Германию, Францию, Бельгию, Италию, Австрию, Нидерланды. Вина их в том, что на протяжении 12 лет эти злоумышленники искусственно завышали цены на свои изделия. Все было оговорено буквально до мельчайших деталей: партнеры встречались для переговоров более 250 раз.

Не стоит думать, что в картельный сговор вступают только изготовители сантехфаянса. Около двух десятков германских фабрик, занимающихся производством колбас, поступили точно таким же образом. И, в конце концов, попались, хотя следствие, продолжавшееся четыре года, началось, как водится, с анонимного сигнала или, если называть вещи своими именами, доноса в Федеральное антимонопольное ведомство ФРГ. Первым зацепили фабриканта Хайнриха Нёльке из Вестфалии, изготавливающего продукцию под известной маркой «Гутфрид». Довольно скоро притянули к ответу еще 18 компаний, а позднее их число выросло до 22.

Санкции против этих злоумышленников могут быть довольно болезненными. Сумма штрафа обычно измеряется 10% годового оборота. В целом со всех провинившихся могут стребовать несколько сот миллионов евро. Понятно, что такая перспектива вызвала в отрасли изрядный переполох. Томас Фогельзанг, руководитель Федерального союза германской мясной промышленности, пояснил, что многие предприятия в отрасли просто не выдержат таких штрафов. И, даже если картельное соглашение имело место, то особой злокозненностью представителей мясной отрасли оно не объясняется. Подобным же образом действуют и молочники, и производители пива, и кондитеры, и изготовители шоколада. И объясняется это тем, что, по его словам, производитель зажат между молотом и наковальней. С одной стороны на него давят владельцы крупных боен и холодильников, повышающие цены на сырье, а с другой – ритейлеры, не позволяющие повышать цены на продукцию. И куда, спрашивается, бедняку податься?

Взять того же производителя «Гутфрид», лидера на рынке колбасных изделий из птичьего мяса. Дисконтные сети ведут ценовые битвы друг с другом, а за горло при этом берут опять-таки изготовителя, от которого требуют не повышать ценовую планку. Вот и приходится колбасникам довольствоваться маржей в 2%. Что и говорить, не больно-то разгуляешься при таких доходах.

Но на антимонопольное ведомство такие аргументы впечатления не производят, поскольку слышат они их от всех и каждого, кого ловят за руку на ценовом сговоре. Ответ на это один: нарушения закона никакими трудностями не оправдываются – и точка. Тем более что представления об изрядной дешевизне продовольственных продуктов в Германии это, скорее, распространенное заблуждение. В последние годы цены на продукты заметно выросли. Да и статистические данные подтверждают: за съестное в ФРГ сейчас надо расплачиваться на среднеевропейском уровне.

А что до штрафов, которые пустят участников сговора по миру, то и этот тезис борцы с монополизмом считают надуманным. Пока, по их словам, ни одного подобного случая не зафиксировано. Суммы штрафа подобраны с таким учетом, чтобы хорошенько напугать грешников и отбить у них охоту заниматься махинациями. Они нисколько не превышают возможности предприятий, действующих в каждой конкретной отрасли. Да и зачем бы борцам с монополизмом разрушать рынок: им-то от этого какая польза?

Сергей ПЛЯСУНОВ

№9(79), 2013