Люксембург: финансовые кулисы выборов


С осенью в маленький Люксембург пришла предвыборная кампания. Ее залпы могут затеряться в канонаде аналогичных баталий, гремевших на весь мир в соседней Германии, однако значение происходящего в великом герцогстве относится к числу событий большой важности в европейской жизни, да и не только в европейской.

Разумеется, большинство избирателей интересуют не глобальные последствия голосования, а то, на каком уровне комфорта они будут дальше жить, сколько зарабатывать, какие перспективы у их детей, что будет с образованием, транспортом, здравоохранением… Это нормально и так происходит везде. Но в данном случае ставки гораздо выше простых вещей, которые лежат на поверхности предвыборных схваток. Речь идет, по сути, об определении будущего Люксембурга как одного из крупнейших финансовых центров.

Исходные позиции можно обозначить так. Один из самых влиятельных в ЕС политиков, люксембургский премьер-министр Жан-Клод Юнкер в январе 2013 года покинул престижный пост председателя Еврогруппы, решив сосредоточиться на внутренних проблемах своей страны. Еврогруппа объединяет министров финансов стран зоны евро (глава правительства Люксембурга занимает пост министра казначейства по совместительству) и, по сути, определяет генеральную линию для единой европейской валюты, которая сейчас переживает не лучшие времена. Глава этого клуба еврофинансистов автоматически становился одним из самых влиятельных людей в ЕС. Но, сосредоточившись на Люксембурге, глава правительства тотчас оказался задетым довольно банальным и нелепым скандалом, в котором замешаны спецслужбы. Кабинет ушел в отставку, были объявлены досрочные парламентские выборы, в ожидании которых Ж.-К.Юнкер и его правительство занимались ведением только текущих дел.

Сейчас о поводе досрочного роспуска парламента и не вспоминают. Не зацепил общество и другой инцидент, случившийся в конце лета, и связанный, возможно, с контрабандными сигаретами из Люксембурга в Иран. История банальная, но потенциально гремучая, однако скандала не получилось. Но почему такие истории всплыли именно сейчас, под сосредоточение власти на внутренних проблемах, под выборы?

А, собственно, какие это проблемы? Люксембург – одна из самых процветающих стран Европы и даже мира, подданные великого герцога зажиточны, страну особо не трясет кризис. Видимо, именно это благополучие, точнее, фундамент, на котором оно зиждется, и лежит в основе происходящего.

Фундамент этот называется люксембургский финансовый центр. Именно он обеспечивает богатство страны, является основой ее экономики. Именно эффективная банковская система, привлекающая средства вкладчиков и инвесторов из стран ЕС и со всего мира, не дает покоя менее успешным конкурентам. К этому надо добавить и развернутую ЕС и США кампанию против либерального банковского законодательства некоторых стран и территорий и вывода капиталов из-под налогообложения. В результате речь идет о демонтаже института банковской тайны. С 2015 года Люксембург должен будет обмениваться банковской информацией с налоговыми органами внутри «двадцати восьми», а также предоставлять ее американцам в рамках Foreign Account Tax Compliance Act. Именно ради сохранения в новых условиях Люксембурга как одного из банковских центров мирового уровня Ж.-К.Юнкер и покинул Еврогруппу, где бессменно председательствовал с 2005 года, с момента ее создания… Обеспечение сохранности финансовых возможностей Люксембурга, их развитие становится главной задачей для страны, если она хочет остаться на плаву. Для этого сейчас ей больше, чем когда бы то ни было, необходима компетентная власть и политическая стабильность.

Все финансовые условия для успешного решения этой задачи у Люксембурга есть. Судите сами. Государственный долг страны, по данным Международного валютного фонда, составляет 21% ВВП при норме 60% для стран еврозоны, которую мало кто сейчас из них выдерживает. У Франции, например, она составляет почти 90%, у Германии превышает 83%, у Австрии – 74%… За пределами этой группы государств упомянем Швейцарию (46,7%) или США (более 107%). При этом международные рейтинговые агентства сохраняют за Люксембургом все более редкий по нынешним временам высший кредитный балл – ААА.

Люксембургский финансовый центр опирается на пять основных направлений деятельности: управление имуществом; управление активами и инвестиционные фонды; корпоративные финансы и международное кредитование; страхование и перестрахование; структурированные финансы. В сочетании с четкой системой надзора и соблюдением международных норм и стандартов это обеспечивает страну мощным инструментом для работы в трансграничной финансовой сфере. По данным «Глобального индекса финансовых центров» (GFCI), изучающего 79 из них, маленький Люксембург поднялся в 2013 году на 6 позиций и занял 18-е место. Более того, международные эксперты называют его в числе немногих (там значатся еще Сингапур, Шанхай, Гонконг, Сеул, Торонто и Сан-Паулу), значение которых будет возрастать.

Бороться есть за что. Уверенное политическое руководство в сочетании с креативным и профессиональным финансовым сектором в состоянии провести Люксембург через бурные воды банковских реформ в интересах страны и ее клиентов.

Алексей СТРАШЕВ

№9(79), 2013