Старый друг лучше…


Почти две трети немцев и сегодня предпочли бы расплачиваться марками, а не евро

Уже почти пять лет прошло с того момента, как в оборот вошла единая валютная единица – евро. Но в умах большинства немцев все еще живет привычный образ старой доброй германской марки. Это подтверждает репрезентативный опрос общественного мнения, который по заказу еженедельника «Штерн» провел авторитетный социологический центр «Форса».

Что же получилось? По сей день, 60% немцев сохранили к несгибаемо твердой марке, олицетворению послевоенного «германского экономического чуда», куда больше доверия, чем к евро, который остается для них всего лишь модной новинкой. Три четверти жителей ФРГ, прежде чем выложить сумму, превышающую 100 евро, обязательно в уме пересчитают ее в марки. В общем, налицо скрытое неприятие того, что в ЕС принято считать одним из главных достижений европейской интеграции.

Причины социологи усматривают не только в том, что многие товары, особенно продукты, после введения евро стали стоить в Германии заметно дороже. Большую роль все же сыграли психологические факторы, ведь после 1949 года марка была не только символом устойчивого поступательного развития германской экономики, но и своего рода предметом национальной гордости. Неслучайно, по данным Федерального банка ФРГ, по сей день в обращении находятся 14,4 миллиарда марок. Одних только однопфенниговых монет на руках по сей день остается ни много, ни мало 10 миллиардов! И финансисты считают, что они так никогда и не будут обменены на евроценты, поскольку по народной традиции используются как «глюкспфенниги» – монетки приносящие счастье.

Кстати, экономисты подсчитали: реально инфляция за пять лет после введения евро, в сравнении с предшествовавшим этому пятилетием, составила всего 1,5 процента. Приобретаемые каждый день продовольственные товары действительно выросли в цене, но зато сильно подешевели предметы длительного пользования – бытовая техника и электроника, мониторы для персональных компьютеров и так далее. И все же для большинства немцев евро по сей день остается символом роста дороговизны. Что поделаешь – психологические барьеры трудно поддаются разрушению с помощью рациональных выкладок…

Андрей НИЖЕГОРОДЦЕВ

№6, 2006