Курить запретили, но не везде


Немцы пытаются отстоять свои «бастионы свободы» – курение в пивных и езду без ограничений скорости

Конечно, никто в Германии не станет спорить с тем, что курение вредит здоровью и даже представляет для него смертельный риск. Тем более, что от последствий этой дурной привычки в одной только ФРГ ежегодно 140 тысяч человек расстаются с жизнью. Причем, медицинская статистика свидетельствует, что за те же 12 месяцев 3300 человек умирают из-за того, что вынуждены были «пассивно курить». И, тем не менее, 17 миллионов активных курильщиков упорно отстаивают свое право подымить там, где им этого захочется. До запрета курения в общественных местах в Германии еще очень далеко – и никакие примеры соседей по Европейскому Союзу пока не помогают.

Однако дело не так безнадежно как кажется: противники «табачных палочек» отвоевывают один плацдарм за другим. Примерно полгода назад, Лотар Биндинг, депутат бундестага от Социал-демократической партии внес предложение запретить «постановку дымовых завес» во всех заведениях общественного питания. Среди коллег-законодателей оно нашло неожиданно широкую поддержку: 144 депутата, представляющих почти весь политический спектр ФРГ, поставили свои подписи под групповым запросом. О представителях органов здравоохранения федерального и земельного уровней и говорить нечего: они буквально рукоплескали депутатской инициативе.

Однако правящая коалиция, применив испытанный тактический прием, явно решила спустить дело на тормозах. Создали согласительную комиссию, которая долго и нудно совещалась, взвешивая все «за» и «против». В итоге было принято поистине соломоново решение: в ресторанах отныне курить нельзя, а в пивных, барах и пивных палатках – можно. Однако есть серьезные опасения в том, что благое начинание в итоге потерпит крушение, натолкнувшись на подводные камни терминологических хитростей.

Ну, с ресторанами все ясно, а вот дальше начинаются трудности. Типично немецкие заведения, позиционирующие себя на ступеньку ниже, могут называться абсолютно по-разному – «кнайпе», «бир локаль», «бир штубе», «бир бар» и так далее. И во многих из них вас накормят так, что иной ресторан позавидует. Теперь, видимо, предстоит долго устанавливать критерии, которые отличают «бир локаль» (заведение, где преимущественно пьют) от «шпайзе локаля» – заведения, где преимущественно едят. Хотя в первом можно прекрасно поесть, а во втором – нехило выпить. Остается решить, где будет разрешено курить, а где нет…

Зная любовь немцев к казуистике можно предположить, что препирательства эти продлятся достаточно долго.

А вот с любителями быстрой езды в Германии даже и не пытаются тягаться: попытка ограничить скорость благопристойными 130 километрами в час, принятыми у соседей по ЕС, неизменно натолкнется на дружное сопротивление всех автовладельцев. Даже если им самим и в голову не придет носиться по автобану со скоростью в 220 километров в час.

Когда Гельмут Коль в первый раз, еще в 80-х годах прошлого века, боролся за пост канцера ФРГ один из его предвыборных лозунгов звучал так: «Свободному гражданину – свободную езду». Удачный слоган настолько прочно впечатался в сознание немцев, что теперь все попытки установить ограничения, даже мотивируя это самыми благородными целями, вроде снижения аварийности и смертности на дорогах, воспринимаются немцами чуть ли не как ограничение прав человека.

№6, 2006