Главная > Открываем старый свет > Ноу-Хау > Время плуга миновало?

Время плуга миновало?

image_pdfimage_print

Десятки веков плуг служил своеобразным символом плодородия, орудием, позволявшим правильно подготовить почву к следующей посевной и тем самым, к щедрому урожаю. И вдруг некоторые эксперты начинают давать крестьянам такие советы: оставьте плуг в покое, землю перед посевом надо обрабатывать только культиватором – прорыхлил и сей. А еще лучше вообще почву не трогать, обработать семена и посеять их просто так, пускай сами разбираются, что к чему. Такая метода позволяет дольше сохранить плодородие почвы и сэкономить на энергозатратах и труде.

Чем же это провинился старый добрый плуг? Грех на нем один, хотя и довольно значительный: его использование способствует эрозии почвы. Дожди и ветры быстрее повредят вывороченный пахотный слой, на это возразить нечего. За год на всем земном шаре эрозия съедает около десяти миллионов гектаров, что соответствует суммарной площади Баварии и Баден–Вюртемберга. Мерой долгосрочного сохранения плодородия почвы может служить темп ее восстановления. Обычно он находится в пределах от 0,1 до 1 миллиметра в год, а эрозия способна сожрать от 0,01 до 40 миллиметров в год. По мнению экспертов, годовые потери в интервале от 0,4 до 1 миллиметра в год можно считать допустимыми, хотя это и соответствует утрате о 5 до 12 тонн почвы с гектара. В реальности порой все обстоит далеко не так радужно, но все же и не трагично, во всяком случае – в Германии.

Вот что считает Кнут Шмидке, профессор дрезденской Высшей школы техники и экономики: «Потери почв у нас составляют менее тонны на гектар, но это, подчеркну особо, только на равнинах. В гористых местностях они могут быть и в 25 с лишним раз больше. А новой почвы в среднем на гектаре образуется до тонны». Вот, как говорится, и вся арифметика. Особенно страдают почвы, расположенные в междуречьях, например, между Дунаем, Изаром и Инном – в Барварии.

«За минувшие 50 лет из-за эрозии в Германии был утрачен слой почвы толщиной от 20 до 50 сантиметров – в зависимости от расположения участка», – говорит профессор Шмидке. Исследования показывают, что это уже начинает сказываться на урожаях.

В лучшем случае речь идет об утрате 2-3% почвы, в самых серьезных – о 10 и даже 20%. Тут уже плодородие само по себе не восстановится никогда, и ее окончательное и безвозвратное истощение – только вопрос времени.

И что же, во всех этих бедах виноват плуг? В значительной степени – да, говорят исследователи. В особенности современный плуг, навешенный на мощный трактор. Этот дуэт взломает землю сантиметров на 20–30, да еще перевернет верхний слой. Именно поэтому в ФРГ почти на половине посевных площадей уже глубоко не пашут, а только обрабатывают землю культиватором.

Однако, по мнению профессора Шмидке, для особенно ранимых почв и этого уже недостаточно. Там можно применять только прямой посев. Но пока в Германии это происходит только на 1% площадей, используемых в сельскохозяйственных целях.

Нет, плуг никто анафеме не предает, у него есть и свои неоспоримые преимущества: помимо хорошей подготовки почвы пахота подавляет сорняки, уничтожает личинки вредителей, препятствует распространению грибковых заболеваний. Все это позволяет использовать меньше гербицидов и инсектицидов, чего при прямом посеве никак не миновать.

Но вспашка разрушает и многометровые коридоры, прорытые дождевыми червями. А ведь именно они перерабатывают остатки прошлогоднего урожая в легко усваиваемые вещества, да и вода по их ходам легче поступает вглубь почвы, что важно в засушливые периоды. Не говоря уже о том, что благодаря дождевым червям земля лучше насыщается кислородом. Вспашка сводит на нет все их усилия.

Вот почему в США, например, 25 миллионов гектаров – из общих 170 миллионов посевных земель – засеваются впрямую. Также поступают в Аргентине, Бразилии, Парагвае, Австралии… Да и в Германии, по оценке профессора Шмидке, на 70% площадей следовало бы поступить так же точно.

Не стоит думать, что все проблемы решаются только беспахотной агротехникой. Пока в таком варианте приходится применять заметно больше ядохимикатов, чего хотелось бы всеми силами избежать. Этого можно добиться, если применять правильное чередование культур. Вот, к примеру, такой севооборот из расчета на семь лет: красный клевер – озимая пшеница – картофель – озимый ячмень – горох – кукуруза – озимая рожь.

Однако в первое время при прямом посеве урожаи упадут. Но через несколько лет, как минимум, вернутся на прежний уровень, утверждают эксперты. Конечно, придется вложить средства в новую технику, без этого никак не обойтись. Эти машины, управляемые компьютером, просто прокалывают почву и «вдувают» в нее семена при помощи сжатого воздуха. Но такие инвестиции – они могут достигнуть 10 тысяч евро – непременно оправдаются за счет экономии топлива, времени и сил.

И все же традиционные способы обработки земли в Германии пока еще очень употребительны и не спешат сдавать свои позиции. Почему? Профессор Шмидке полагает: это происходит еще и потому, что из кассы Европейского Союза продолжают поступать щедрые дотации. А переход на новые технологии потребует от крестьян немалых усилий, переучивания, накопления нового опыта и знаний.

Андрей НИЖЕГОРОДЦЕВ

№2(52), 2011

№2(52), 2011