Дешевизна китайских игрушек уходит в прошлое


Долгие годы до 80% игрушек, населявших детские комнаты германских домов и квартир, были произведены в Китае. Немецкие производители давно уже стали таковыми только по названию: делалось все на многие тысячи километров восточнее, на берегах Южно-Китайского моря.

Затем по репутации китайских игрушек ударили несколько шумных скандалов, когда признанные вредоносными изделия пришлось отзывать с рынка. А теперь ситуация меняется кардинально: желающих работать за гроши в Китае отыскивается все меньше, и гигантское государство на востоке Евразии стремительно теряет свою привлекательность как удобное местоположение производительных сил. Во всяком случае, в европейской отрасли производства игрушек дело обстоит именно так.

Мартин Бёклин, руководитель германской компании «Шпиль+шпасс», специализирующейся на торговле игрушками, не без сожаления замечает: «Рабочие все более перемещаются на те места, где можно заработать больше».

Итак, китайское правительство изменило свою политику: производство игрушек больше не пользуется у него никакими преимуществами. И это несмотря на то, что треть всех производимых в мире игрушек носит клеймо «Сделано в Китае». Правда, доля этого производства в китайском ВВП неизмеримо скромнее – всего-то 1,5%. Поэтому нет ничего удивительного, что рабочих, получивших определенную квалификацию, перетягивают в отрасли, производящие большую прибавочную стоимость – электротехническую, автомобилестроительную.

Еще одна причина в том, что центральное правительство КНР озабочено проблемой рационального размещения производительных сил. На юге их явный избыток, что приводит к чудовищным объемам маятниковых миграций, заставляющих транспорт почти непрерывно работать на пределе. Еще один фактор называет Отто Умбах, руководитель «игрушечной» компании «Идее+шпиль»: «В год в КНР высшие учебные заведения оканчивают 6,5 миллиона человек. И работать на конвейере они уже не хотят». Последствия очевидны: людей, готовых делать простую работу за небольшие деньги, уже не хватает. Вот и пришлось немецким компаниям только в этом году поднять зарплату на своих китайских предприятиях на 10%.

Правда, эти траты отрасль, оборот которой в Германии в 2010 году составил кругленькую цифру в 2,6 миллиарда евро, может пережить и без повышения цен. Но ведь есть еще и растущие цены на сырье, дорожающие затраты на транспорт. «Скажем, в начале 2009 года цена за доставку одного контейнера с нашим товаром составляла около 600 долларов, сейчас она находится на уровне в 1400–1500 долларов», – сокрушается М.Бёклин.

Все это привело к тому, что многие германские фирмы сейчас считают за лучшее вернуться в европейские пенаты. Причем, речь идет не только о «страшилках» или беспредметных разглагольствованиях: группа «СимбаДики» из баварского Фюрта уже построила новое предприятие во Франции и активно модернизирует все свои прежние производственные мощности в Германии. А «Брудер шпильварен» и вовсе никуда не уезжала и немало этим довольна. Ее руководитель Пауль Хайнц Брудер уверяет, что он не только изрядно экономит на транспортных издержках и гибче реагирует на запросы торговли, но и может куда придирчивее обеспечивать требования европейских норм безопасности, что очень важно для производителя детских игрушек.

Сергей ПЛЯСУНОВ

№2(52), 2011