О чем же договорились лидеры?


Прежде всего – о самом главном, о том, о чем Париж и Берлин явно сумели условиться заранее. Договоренность уже получила в прессе название «Пакт конкурентоспособности». Но ведь известно: главное это не что, а как. Так как же собираются ведущие европейские державы повысить конкурентоспособность стран зоны евро?

Этот секрет Полишинеля был кратко выражен канцлером ФРГ Ангелой Меркель так: «Страны, которые хотят иметь евро своей валютой, должны хотеть развиваться как одно целое». И теперь председателю Европейского Совета бельгийцу Херману ван Ромпею поручено уже в начале марта пригласить глав государств зоны евро на чрезвычайную встречу в верхах, где, видимо, будут расставлены точные ориентиры.

В общих чертах они уже известны: сближение будет идти по маршруту, уверенно проложенному Берлином и Парижем. А.Меркель подтвердила это, сказав, что «масштабы слияния будут задавать те страны, которые лучше выполняют соответствующие условия». Ну, а отличники по этому предмету в Европейском Союзе прекрасно известны – Франция и Германия.

Пока эта перспектива «свадьбы слонов», которые не оставят меньшим партнерам особого выбора в принятии важнейших решений, не вызывает у многих стран особых восторгов. Но такова уж была цена, которую согласилась взять Германия за то, чтобы бросить финансовый спасательный круг Греции, Ирландии и тем странам, которые еще могут последовать за ними в направлении долговой ямы.

А.Меркель тоже можно понять: настроения у её сограждан в этом отношении далеко не радужные, и кратко выражаются так: «Какого это черта нам, усердным и рачительным немцам, надо опять раскошеливаться на этих ленивых южан?» Доказательства? Цепь поражений меркелевской ХДС на земельных выборах, пребывание партнера по коалиции – СвДП – на грани перехода в полную политическую невесомость.

Вообще, сумма, которую до 2013 года предстоит потратить на стабилизацию евро – на это, собственно, все помощь и нацелена – выражается 500 миллиардами евро. И одну пятую, по сообщениям прессы, предстоит внести немцам. Вот почему стремление Берлина к тому, чтобы деньги тратились в большем соответствии с его представлением о целесообразности, вполне объяснимо. Равно как и поддержка этих требований со стороны Франции, которой тоже придется весомо раскошелиться.

В австрийской прессе уже были обнародованы некоторые детали «Пакта конкурентоспособности». Они выглядят не особенно вдохновляющими для стран в сложной ситуации: отмена системы индексации заработных плат; взаимное признание дипломов и свидетельств о получении профессии, что особенно необходимо для обеспечения межстрановой мобильности трудовых ресурсов; установление единой системы расчета налога на корпорации; постановка системы пенсионного обеспечения в зависимость от демографического развития; взятие на себя всеми странами зоны евро обязательств внести в конституцию положения о предельной задолженности – «долгового тормоза»; введение национального кризисного управления в банках и прочее.

Как легко было предвидеть, маленькие и средние страны, в особенности из Восточной Европы, тут же заговорили о том, что в Европейском Союзе проводится разделение «на первый и второй сорт», а их хотят превратить в банальных поставщиков квалифицированной рабочей силы странам-лидерам. Реакция эмоциональная, но преувеличенная, поскольку в глубине души все понимают обоснованность и даже неизбежность подобных требований в нынешней ситуации.

Более тесная координация экономической политики – назовите это, если хотите, европейским правительством – это не блажь или вопрос престижа, а скорее инструмент обеспечения более высокой конкурентоспособности. С этим, вроде, не поспоришь. Важно и то, что предлагаемый пакт не закрыт ни для кого: к нему могут присоединяться и страны, еще не перешедшие на евро.

Но переговоры на то и есть переговоры, чтобы каждый пытался выговорить для себя какие-то выгоды. Страны Бенилюкса и, конечно же, поляки, без которых ни один протест в ЕС не обходится, почему-то выразили свое недовольство тем, что Европейская Комиссия и Европейский Парламент могут остаться в стороне от этой работы. Кипр и Ирландия протестовали против единого налога на корпорации.

Великобритания оказалась недовольна взаимным признанием свидетельств о профессиональном образовании, увидев в этом угрозу единому внутреннему рынку. Датчане высказали сомнение в целесообразности введения «налогового тормоза». Бельгийцы заявили, что не допустят, чтобы была «демонтирована наша модель социального партнерства». Австрийцы категорически отклоняют возможность изменения системы пенсионного обеспечения*1. Словом, свой голос в общий хор критических высказываний постарался вплести каждый.

А вот Европейская Комиссия, на стражу интересов которой попытались встать поляки, внятно заявила, что план Меркель в целом приветствует. Тем более, что Брюссель уже многие месяцы требует в принципе того же самого – усиления координации в сфере экономической политики.

Кроме того, на саммите большое внимание было уделено энергетической повестке дня. Но здесь ни чудес, ни даже весомых достижений замечено не было.

Амбициозные цели по экономии энергии – снижение её потребления к 2020 году на 20% – будут выполнены согласно прогнозам Европейской Комиссии примерно половиной из 27 стран. Остальным такое оказалось не по плечу.

В итоговом документе саммита никаких обязывающих цифр зафиксировано не было. Все вылилось в споры о том, как эту экономию подсчитывать. Государства Восточной Европы в 1990-х годах, от которых предлагают вести отсчет, только начали модернизировать свою устаревшую промышленность, а скандинавские страны и Германия тогда уже прошли по этому пути достаточно далеко. Пока договориться не удается.

Европейский Совет намеревается только в 2013 году вернуться к рассмотрению этого вопроса, а тогда уже, если будет необходимо, предложить дальнейшие меры. То бишь пока все остается в основном на уровне лозунгов.

Из конкретных моментов стоит упомянуть вот что. Брюссель настоял на неукоснительном соблюдении – начиная с 2012 года – всех стандартов эффективного использования энергетических ресурсов при возведении общественных зданий. В ближайшие месяцы уполномоченные члены Европейской Комиссии – Конни Хедегаард (климат) и Гюнтер Эттингер (энергетика) – должны внести новые предложения для разработки программы экономии энергоресурсов.

На этот раз речь, вроде бы, идет уже не просто о благопожеланиях, а о четких обязательствах, которые будут внесены в документы Союза.

Но если решение вопроса об экономии энергоресурсов осталось пока в подвешенном состоянии, что Г.Эттингера едва ли обрадовало, то согласие всех 27 стран начиная с 2014 года создавать единый внутренний рынок газа и электроэнергии, ему было явно по сердцу. Приветствовал он и «поддержку, оказанную быстрому расширению важной энергетической инфраструктуры». Деньги на это куратор энергетической политики намеревается добыть с помощью европейского займа.

Главы государств и правительств высказались и за то, чтобы в энергетической отрасли была упрощена разрешительная система. Именно её считают сейчас главным препятствием для быстрого расширения европейской электросети.

Удалось Европейской Комиссии убедить членов Европейского Совета в том, что деньги ЕС все же можно выделять на энергетические инфраструктурные проекты. Однако национальные лидеры сильно умерили аппетиты Г.Эттингера, постановив, что делаться это будет в исключительных случаях и «на основе ясных и прозрачных критериев». Эта поправка, как говорят, была внесена по настоянию Берлина. Но можно предположить, что в те времена, когда каждая сотня евро на счету, широко распахивать общую кассу никому особенно не хочется. А что прикажете делать, когда найти частного инвестора для энергетических проектов в какой-нибудь Румынии или Прибалтике едва ли реально. Как тут бороться с зависимостью от российских поставок, которая по сей день почему-то продолжает оставаться жупелом для творцов европейской политики?

Главы европейских государств и правительств постановили также, что ни один из членов Союза к 2015 году не должен остаться изолированным, поэтому все сети Европы предстоит объединить. Это непременный элемент единого энергетического рынка, на создание и обеспечение работы которого Г.Эттингер хотел бы получить триллион евро, хотя и за 10 лет. Весьма похоже, что делалось это по принципу «проси больше, все равно не дадут».

И в самом деле, не дали. Зато задали куратору энергетической политики домашнее задание: к июлю этого года представить конкретные расчеты того, какова на самом деле потребность этого рынка в финансах. Без риска ошибиться, можно утверждать, что за запрошенные суммы Г.Этингеру, направление которого пока собственного бюджета не имеет, предстоит всерьез побороться. Ведь именно в это время начинается обсуждение финансовых рамок деятельности ЕС на период с 2014 по 2020 год. И в Брюсселе желающих поправить финансовое положение своей отрасли найдется довольно. А любой передел бюджетов – дело болезненное.

К примеру, в брюссельских кулуарах поговаривали, что энергетические проекты могут финансироваться из структурных фондов. Но ведь и у них свой куратор есть и без боя он ничего не отдаст.

Всегдашний европейский конек – возобновляемые источники энергии – на этот раз не удостоились продолжительных обсуждений. Возможно потому, что еще в ходе подготовки брюссельские предложения на эту тему вызвали серьезное недовольство в Берлине: Европейская Комиссия, как и всякая приличная бюрократическая инстанция, хотела стянуть к себе побольше полномочий, но германское министерство по охране окружающей среды увидело в том вторжение в сферу его компетенции. Ведь новый закон о возобновляемых источниках энергии считает это прерогативой самой Германии.

К слову сказать, германским промышленникам такое перетягивание каната совершенно не по нраву, и они стоят в этом споре целиком на стороне Европейской Комиссии. «Именно расширенное использование возобновляемых источников энергии может быть реализовано на едином внутреннем рынке ЕС и должно как можно скорее быть подчинено действующим на нем законам. Чем более эта отрасль будет европеизирована, тем легче будет производить ветровую энергию там, где сильнее дуют ветры, а солнечную – там, где ярче светит солнце», – заявил Мартин Ванслебен, один из руководителей Германской торгово-промышленной палаты.

Сергей ПЛЯСУНОВ

*1 Канцлер правительства Австрии Вернер Файман считает «неправильными» просматривающиеся в «Пакте конкурентоспособности» попытки оказывать влияние на тарифные переговоры, которые он считает сугубо внутренним делом каждого государства. То же самое, по его мнению, относится и к вопросам пенсионного обеспечения.
«Мы в Австрии очень хорошо сжились с тем, что тарифные переговоры – это переговоры социальных партнеров. Я совсем не думаю, что это будет снято с повестки дня», – сказал глава австрийского правительства. Да и перспективу установления единого возраста выхода на пенсию для всех стран ЕС он не считает реалистичной. По его мнению, Европа должна прикладывать совместные усилия к тому, чтобы оставаться конкурентоспособной с точки зрения размещения производительных сил.

№2(52), 2011