Главная > Дневник событий > Общеевропейское значение выборов в Исландии

Общеевропейское значение выборов в Исландии

image_pdfimage_print

Парламентские выборы в далекой от европейских берегов Исландии обрели важное значение не только для этой малонаселенной северной страны, но и для всего Европейского Союза. Хотя Исландия в ЕС не входит, политические итоги состоявшегося там голосования оттенили те процессы, которые происходят в недрах обществ Старого Света.

Исландия в 2008 году стала первой жертвой глобального финансового кризиса, превратившись из процветающей страны в резко обедневшую. Ее население пережило меры жесткой экономии, сокращение бюджетных расходов, головокружительный рост задолженности, обращение за финансовой помощью к Международному валютному фонду, обесценение национальной валюты – кроны, беспощадную реструктуризацию некогда крепких банков… До кризиса страну довели правые силы, жесткую экономию ввели пришедшие им на смену к власти левые, которым удалось стабилизировать положение. Но теперь недовольные исландцы вновь поддержали правых и их партнеров-центристов, обещавших покончить с непопулярными мерами. Словом, в Европе можно быть левыми и проводить экономическую политику правых, и быть правыми, чтобы придти к власти на популистских лозунгах, направленных против обычно свойственных правым силам мер жесткой экономии. Так что в современной Европе размыты политические и идеологические барьеры между различными силами, меняющими друг друга у власти, тогда как они оказываются неспособными давать новые ответы на новые вызовы современной жизни (см. «В Европу возвращается демократия?», №5(66), 2012).

Такова первая тенденция, которую подтвердили выборы в Исландии. В результате этого конкретного голосования партии, составлявшие проигравшую правительственную коалицию – социал-демократов и «зеленых» – набрали всего лишь 13% и 11% голосов соответственно. Зато правоцентристы из «Партии независимости» и «Прогрессивной партии» завоевали поддержку почти 27% и более 24% проголосовавших. Это предоставило им 38 депутатских мандатов в Альтинге (парламенте) и возможность сформировать правительство, обладающее достаточным большинством.

Вторая тенденция стала своего рода обратной стороной этой же медали. Значительная часть исландского общества отвернулась от традиционных политиков, стала искать новых решений. На некогда спокойном политическом небосклоне Исландии взошло много новых партий. Большинство из них можно считать маргинальными, но аналогичные процессы происходят и в других странах Европы. В выборах участвовали 15 организаций, при этом двум новым силам удалось провести в Альтинг своих представителей. Это – «Партия пиратов» (выступает против авторских прав, за полную свободу Интернета и т.д.), которая будет представлена 3 парламентариями, и партия «Светлое будущее» (выступает за обязательное участие Исландии в ЕС), заручившаяся 6 депутатскими мандатами. Не удивляйтесь: участие в ЕС сейчас поддерживает не более четверти населения страны, поэтому сторонники безоговорочного присоединения к этому объединению выглядят как маргиналы.

Так мы подошли к третьей тенденции: подключение к ЕС потеряло популярность. Это касается находящейся за его пределами Исландии, но и во многом самих стран-членов ЕС, как испытывающих финансовые трудности, так и финансирующих поддержку попавших в беду партнеров.

В самой Исландии отношение к «двадцати семи» менялось на протяжении последних лет. До нынешнего кризиса, когда и в Исландии, и в ЕС все было хорошо, исландцы не собирались в него вступать. Между Брюсселем и Рейкъявиком давно действует зона свободной торговли, и этого казалось достаточно. В 2008 году рухнули исландские финансы. Тогда было решено, что страховкой страны от будущих повторений таких неполадок будет присоединение к могущественной финансовой системе, которую на тот момент олицетворял собой евро. В разгар кризиса исландцы увидели спасение именно во вхождении в еврозону. Тогдашнее левоцентристское правительство, опираясь на мнение большинства исландцев, в 2009 году обратилось с просьбой о приеме в ЕС. Начались переговоры.

Затем в кризис вошла сама зона евро, единая европейская валюта стала стремительно терять привлекательность, да и дела в Исландии постепенно налаживались. Возобновился рост экономики (+2,6% ВВП в 2011 году, +1,8% ВВП в 2012 году), безработица снизилась до 5% самодеятельного населения (против 10% в разгар кризиса), темпы инфляции упали с 17% до 4% в годовом исчислении. Конечно, половина населения все еще не справляется с обслуживанием ранее взятых кредитов, но свет в конце тоннеля уже брезжит. Недаром одним из самых привлекательных предвыборных лозунгов правоцентристов было как раз обещание провести переговоры об изменении условий выплаты таких кредитов…

К этому надо добавить, что переговоры об условиях приема в ЕС (в последние месяцы они были заморожены из-за предвыборной кампании в Исландии, остается договориться по 16 из 33 тематических глав) споткнулись о единственную серьезную преграду. Это – аграрная и особенно рыболовная политика.

Рыболовство составляет 40% экономики Исландии, большая часть продукции экспортируется в страны ЕС. Вступление в Союз будет означать, что ей придется подчиняться европейской системе квот на вылов рыбы, следовательно, сократить производство – к радости основных европейских конкурентов, преимущественно Великобритании и Испании. В изменившихся условиях исландские переговорщики на это не могли пойти, и дело застопорилось. В итоге сложилась ситуация, когда к настоящему моменту лишь 25% исландцев выступают за присоединение к ЕС. Следует ли удивляться, что победители последних парламентских выборов вели избирательную кампанию под антиевропейскими лозунгами? Между партнерами по новому правительственному большинству, правда, есть нюансы в подходе к этой проблеме. Если «независимые» высказываются за сохранение тесных связей Исландии с ЕС без вступления в него, то «прогрессисты» хотят развивать связи преимущественно со странами, которые в Союз не входят.

В этом плане в этот же период произошло знаменательное событие, которое прошло практически незамеченным. Исландия и Китай подписали соглашение о создании зоны свободной торговли! Для Поднебесной это стало первой подобной сделкой в Европе!

Переговоры длились 6 лет, стороны не смогли добиться всего, чего хотели. В частности, китайцы не получили полную свободу перемещения для своих работников в Исландии. Тем не менее, отменены пошлины на поставки рыболовной продукции из Исландии в Китай, создаются благоприятные условия для взаимодействия в технической сфере (Пекин особенно интересует исландский опыт использования геотермальной энергии), китайские компании получают доступ к геологоразведочным работам по поиску энергоресурсов в исландских водах, особенно в зоне ее северо-востока. Словом, пока переговоры с ЕС зашли в тупик, на китайском направлении у Исландии произошел прорыв.

Валерий ВАСИЛЬЕВСКИЙ

№5(77), 2013

№5(77), 2013