Франция возвращается в Африку,


а Британия «к востоку от Суэца»

Много раз попридержанная для внесения уточнений в связи с военной операцией «Серваль» в Мали «Белая книга» по безопасности и обороне Франции, наконец, увидела свет и преподнесла немало сюрпризов.

На передний план, как водится, вышла тема сокращения численности вооруженных сил (всего французские ВС насчитывают 280 тысяч военнослужащих и гражданских лиц по контракту: из них в сухопутных силах – 130 тысяч, ВВС – 55 тысяч и «флотские люди» – 40 тысяч). Прежний президент Николя Саркози уже заложил нисходящий тренд: в период с 2008 по 2015 год предполагалось сократить штат ВС на 54 тысячи «позиций».

Нынешняя «Белая книга» продолжила эту тенденцию: в дальнейшем, в период с 2016 по 2019 год, людей в униформе станет меньше еще на 24 тысячи. Детализация – какие именно рода войск недосчитаются штыков, сабель, управленцев и фуражиров, последует осенью, когда Национальное собрание будет принимать соответствующий закон.

Оппозиция встретила новость в штыки. Жерар Лонгэ, бывший министр обороны в кабинете Саркози, напирал на то, что Франция входит в число пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН и «на ней лежит особая ответственность». Депутат парламента Николя Дюпон-Аньан назвал это решение «полной дурью» и заметил, что Франция «в большей степени, нежели другие европейские страны, нуждается в сильной обороне».

Раздавались и голоса явных старожилов в большой политике, мыслящих категориями мюнхенского пакта 1938 года. Как пишет парижская «Фигаро», один из них задавал примечательный вопрос: «Кто может нам дать гарантию, что не возникнет необходимость в крупной военной операции по защите территории в ближайшие годы? Кто будет защищать поляков или других наших союзников на Востоке (Европы) в случае, если у них возникнут проблемы с их соседями (читай – с Россией)?» Кто-то подзабыл «странную войну» между французами и германскими нацистами с последовавшим затем коллаборационистским конформизмом половины страны.

При этом президент Франсуа Олланд и его кабинет следуют курсу, проложенному еще генералом де Голлем: основой остаются ядерные силы сдерживания и отказ войти в интегрированные структуры военного командования НАТО. Бережно относится правительство социалистов и к военно-промышленному комплексу, который, как разъяснил сайт телеканала «Франс-24», «обеспечивает стратегическую автономность и суверенитет Франции».

Однако вовсе не эти неизменные принципы безопасности Франции и ожидаемые меры в области обороны представляют интерес. Самая первая из четырех выпущенных «Белых книг» датирована 1972 годом. Впервые в том документе был представлен подробный перечень внешних угроз и способов их предотвращения. В 2008 году новшеством «Белой книги» стала констатация: в мире создалась обстановка «стратегической неопределенности» (и это всего-то через 16 лет после завершения «холодной войны»), и это было истолковано парижской «Фигаро» как то, что мир «стал более опасным».

Предполагалось, что в четвертое издание будут внесены минимальные обновления в связи с «арабской весной». Но Франсуа Олланд потребовал кардинально переработать весь этот обобщающий документ. Итогом переосмысления новых вызовов стала рекомендация аналитиков «не уходить» из Африки и не переориентироваться на страны Персидского залива, как это предлагалось сделать в 2008 году.

Военные операции в Ливии и в Мали, видимо, побудили разработчиков военной стратегии оценить важность этого региона для интересов Франции. Не исключено, что предстояло сделать выбор между приоритетными регионами – по причине и без того напряженного оборонного бюджета, составляющего 1,35% ВВП (в Европе большую долю расходует только Британия).

Не менее важным обстоятельством стало и нежелание Соединенных Штатов в прежде свойственной им манере везде быть первыми возглавить заморскую экспедицию в Ливии, а затем и в Мали. Это – «фундаментальная перемена, которую нужно было интегрировать (в «Белую книгу» – В.М.)», – указывает Этьен де Дюран, глава центра по вопросам безопасности ИФРИ. Раньше, подчеркивает эксперт, западные «коалиции строились по вертикальному принципу», что означало наличие бесспорного лидера, коим и выступали обычно США. Теперь, отмечает де Дюран, американцы сместили фокус своих интересов с Европы и Ближнего Востока на Азию.

Таким образом, французская оборонная доктрина определила в качестве зон своих жизненно важных интересов Европу и Африку. И этот факт становится тем более значимым, что бывшая владычица морей также пересматривает приоритеты в области своего военного присутствия за пределами Британских островов. Мозговой центр под названием Королевский институт объединенных вооруженных сил примерно в одно и то же время с появлением французской «Белой книги» предложил вернуться «к востоку от Суэца».

При правительстве Гарольда Вильсона в 1968 году было решено закрыть разветвленную сеть военных баз в странах Персидского залива, которые на протяжении целого столетия обеспечивали возможность проведения «дипломатии канонерок», а то и акций по принуждению к покорности. Вывод заморских контингентов завершился в 1971 году, что, как пишет лондонская «Дейли телеграф», позволило «странам Залива стать независимыми».

Директор названного аналитического центра профессор Майкл Клэр оговаривается, что это пока «не решение правительства». Однако он раскрывает карты: «Военные намерены усилить свое незримое присутствие вокруг Персидского залива, создать не плацдармы как в имперскую эпоху, но присутствовать в регионе по-умному». По мнению знающего эксперта, «такая переориентация… и возможна, и логична».

В Объединенных Арабских Эмиратах основой будет служить военно-воздушная база аль-Минхад. Королевский флот всегда держал там три минных тральщика и, по меньшей мере, один фрегат, а также обслуживающий персонал на базе в Бахрейне. Сухопутные силы планируют получить возможность проведения учений на территории султаната Оман, где условия идеальны «для обучения бойцов боевым действиям в пустыне».

Привлекательность региона подкрепляется многими обстоятельствами. В ОАЭ проживают около 100 тысяч британских подданных, которым в какой-то момент может понадобиться защита. Катар – крупнейший поставщик важнейшего энергоносителя в Британию – сжиженного природного газа. К тому же предстоящий вывод британского ограниченного контингента из Афганистана будет проще в плане логистики и дешевле осуществить, если войска и технику перебазировать не в метрополию, а в Персидский залив.

В свое время уход Британии из стран «к востоку от Суэца» был продиктован казавшимися в то время фундаментальными факторами: цена в 4 доллара за баррель нефти должна была оставаться и далее неизменной, равно как и незыблемым должно было быть правление Мохаммеда Резы Пехлеви, иранского шаха, верного союзника Запада. И, соответственно, гаранта статуса-кво в нефтяном экспорте. Сегодня этих двух факторов нет и в помине. А коммерческие, финансовые и энергетические интересы (десятая часть кувейтской нефти во время первой войны в Заливе в 1991 году принадлежала «Бритиш петролеум») Британии в регионе только возросли.

Что получается? США делают акцент на военном присутствии в Азии, Британия – на Ближнем Востоке, а Франция – в Африке. Со стороны подобное распределение регионов вне своей национальной территории, проведенное за последний год ведущими державами Запада, вызывает ощущение, что все это обговорено заранее и срежиссировано. Даже несмотря на традиционное «особое мнение» Франции.

Владимир МИХЕЕВ

№5(77), 2013