Шведский пират в юбке и в законе


Ее цель – «расширять культурные горизонты». Ее идеал – Интернет без границ. Ее метод – убеждение и внушение. Зовут поборницу бесплатного доступа к интернетовскому контенту Амелия Андерсдоттер. Занимала пост координатора международной деятельности молодежного крыла («Юный пират») Пиратской партии Швеции, созданной в 2006 году. Приобрела известность. Стала «лицом» партии, чем завербовала немало сторонников.

Сами по себе «пираты» – явление во многом уникальное. Их философия строится на отказе от ограничений, налагаемых законодательными актами в отношении интеллектуальной собственности, авторских прав (копирайт) и патентов. Новоявленные флибустьеры настаивают на провозглашении свободы – свободы некоммерческого обмена «объектами авторских прав». Нет, они не адепты безбрежной свободы, они уважают коммерческие права, равно как и «приватность» во всемирной паутине.

В июне 2009 года шведские «пираты» были вознесены на гребень трансграничной известности, получив 7,1% голосов на выборах в Европарламент, что гарантировало им один мандат. А в ноябре того же года, после заключения Лиссабонского договора, получили дополнительное место, которое и было отдано в ту пору 22-летней пиратше в юбке.

Сегодня, имея за плечами четверть века, Амелия Андерсдоттер заметно присутствует на заседаниях сразу трех различных комитетов Европарламента: по промышленности, исследованиям и энергетике, а также по международной торговле и по бюджетному контролю. Что не мешает ей продвигать тезисы своей партии: законы по авторскому праву – это «аркан», нельзя чтобы музыканты и создатели фильмов требовали денег с тех, кто скачивает их произведения из Интернета.

«Значительная часть европейской киноиндустрии и без того финансируется за счет государственной казны», – приводит веский аргумент Амелия.

Противниками «свободы скачивания», говорит самая юная депутатка Европарламента, выступают звукозаписывающие компании, прокатчики кинолент, получатели кассовых сборов от концертных выступлений и издатели. Вряд ли кто-то заметил, что музыкальную индустрию, подразумевается эстрада, поразил кризис. Как ехидно говорит мисс Андерсдоттер, «на самом деле, у них хватает денег… люди тратят немалые суммы на культурный контент, даже если они тайно скачивают его потом из инета».

Нельзя при этом считать криминалом то, что, к примеру, «школьные учителя используют скаченное ими из Интернета на своих уроках», говорит Амелия.

Не касаясь школьной темы, представители организации PRS, занимающейся обеспечением авторских прав музыкантов, считают, что «если создатели не смогут зарабатывать на своих произведениях, то тогда это превращается в хобби и перестает быть бизнесом».

Однако Амелия Андерсдоттер, напротив, делает акцент на учителях, рядовых пользователях Интернета и ди-джеях, продолжая свой крестовый поход за реформирование этой сферы европейского авторского права. Пока успехов мало. Но у шведских корсаров объявились последователи и в других странах Евросоюза, образовавших… Интернационал движения пиратских партий. А, как известно из истории, с интернационалом приходится считаться.

Вадим ВИХРОВ