Главная > Финансы & банки > Энергетика > Реформа, ведущая к подорожанию?

Реформа, ведущая к подорожанию?

electr-my
image_pdfimage_print

Неоспоримый факт: с 2000 года цена электроэнергии в ФРГ для бытового потребления выросла почти в два раза. Или, если уж быть совсем точным, как Федеральное статистическое ведомство Германии, – на 92%.

Никто не спорит с тем, что возросли и затраты производителей: дорожает сырье и оборудование, повышаются зарплаты персонала и так далее. Но все это, согласно той же статистике, вписывается в куда более узкие рамки – в 35%. Значит, все остальное – рост налогов и сборов, то есть увеличившиеся государственные поборы.

Но может, крупным оптовым покупателям и промышленным потребителям пришлось легче? Ага! Для них цены выросли «только» на 75-80%. Как-то неубедительно выглядит часто приводимый реформаторами от энергетики аргумент, что крупный бизнес изящно переложил все затраты на прорыв к светлому энергетическому будущему на согбенные плечи тети Эммы и дяди Отто.

Конечно, рост расходов на энергию у промышленников идет медленнее. Сказываются и мощные лоббистские возможности, и элементарная предусмотрительность политиков: придушить бизнес налогами – дело нехитрое, а дальше-то что делать? Просто промышленники раньше заплатили за то, за что частные лица платят в последние годы.

Особенно высокие темпы роста затрат были в последние годы. Так, для домашних хозяйств и мелких предприятий с июля 2008 по август 2014 года рост составил 38% и 36% соответственно. Крупные промышленные потребители за это время пережили всего одну прибавку в 5%. Выигрывают они и от того, что могут закупать электроэнергию на бирже в гигантских объемах, оставаясь при этом в заметном выигрыше.

В 2000 году, когда был принят Закон о возобновляемых источниках энергии, «зелёные» энергетики получили невиданные преимущества. В результате некоторые из них стали серьезными участниками рынка, активно теснящими «старичков», поскольку те вынуждены отдавать им свою долю не за счет свободной игры рыночных сил, а просто по закону, на основе внерыночного насилия.

Андрей НИЖЕГОРОДЦЕВ

№10(92), 2014