Главная > Финансы & банки > Транспорт > Где в Европе за рулём комфортно

Где в Европе за рулём комфортно

ass-fault-8413556fbb
image_pdfimage_print

Сначала немного статистики. В странах ЕС насчитывается 270 миллионов автомобилей на 4,6 миллиона дорог и автомагистралей. Они остаются, безусловно, одним из самых опасных для жизни мест в Старом Свете – на них ежегодно гибнут в среднем 92 тысячи человек, а более 2 миллионов попадают в больницы в результате ДТП и несчастных случаев. Всё это пагубно отражается не только на жизни людей, но и на экономике. Молодые полные сил мужчины в возрасте 15-29 лет составляют почти треть погибших в результате несчастий на дорогах. Косвенный ущерб от аварий достигает в ЕС от 0,38% до 3,86% национальных ВВП, в зависимости от страны.

Это вынудило власти пойти на беспрецедентное усиление контроля за соблюдением правил движения, одновременно ужесточая наказания нарушителей (вплоть до конфискации транспортных средств и тюремного заключения) и добиваясь их неотвратимости с помощью новейших технических средств.

Результаты не заставили себя ждать. Больше всего сократилось число погибших в ДТП в Словакии – на 39% (в 2010-2013 годах). Хорошие результаты отмечены в Испании и Дании (сокращение на 30%). В традиционно недисциплинированной по европейским меркам Франции, ставшей пионером репрессивного подхода к борьбе за безопасность на дорогах, с 2002 года число смертельных случаев в автокатастрофах снизилось вдвое, а в 2010-2013 годах – на 19%. Власти ЕС выдвинули задачу в 2010-2020 годах сократить в два раза число погибших на дорогах. За первые 4 года этой работы уже удалось снизить этот показатель почти на 9 тысяч человек.

Однако не все европейские страны стартовали с одинаковых позиций. В одних водители издавна вежливы и дисциплинированы, поэтому смертность на дорогах там традиционно ниже. Рекордсменами являются Мальта (27 погибших в ДТП за год на миллион человек), Великобритания (29) и Швеция (30). Рекордсмены со знаком минус – Румыния (101), Литва (99) и Польша (93).

Анализ этих данных показывает, что лучших результатов добиваются не там, где наказания особенно жестоки, а там, где обеспечением безопасности на дорогах занимаются давно и систематически. В качестве примера для подражания в этом плане европейцы всегда приводят Великобританию, где давняя страсть к автогонкам и соревнованиям на скорость сочетается с привычкой в повседневной жизни не рисковать своей жизнью и жизнью окружающих. Другой пример – шведский – показывает: автомобилестроение в этой стране привыкло ставить во главу угла безопасность. Кстати, впервые ремни безопасности были установлены ещё в 1959 году на шведской машине «Вольво Амазон»…

Социально-культурные рефлексы действуют и в обратном направлении. Одинаковые нормы для поведения за рулем вызывают разную реакцию. Например, очевидна тенденция к унификации в странах ЕС допустимого содержания спирта в крови – 0,5 промилле. Однако на европейском Севере пьют не регулярно, но много, в основном, крепкие напитки, а в южных странах – часто, но понемногу и преимущественно вино. Неудивительно, что в Швеции допустимая норма ниже – 0,2 промилле, а во многих восточноевропейских странах ЕС алкоголь за рулем запрещен полностью. Правда, неясно, как этот запрет соблюдается на практике в этих странах, учитывая привычную там терпимость к выпившим и коррупцию в полиции. Около 3/4 европейских водителей согласны с ограничениями употребления алкоголя за рулем. В Великобритании, Нидерландах, Швеции и Финляндии активно поддерживается более радикальное мнение: выпил – за руль не садись.

Аналогичные различия в подходе проявляются и по отношению к ограничению скорости. Так, итальянцы игнорируют этот запрет систематически, поскольку 46% из них уверены, что скоростной режим их автомобиля никогда не проверят. А раз так, то можно давить на акселератор. Однако в этом тоже нет единообразия. Так, многие европейцы признаются, что нарушают ограничения на скоростных автомагистралях, но в жилых районах стараются их соблюдать. Нет общего мнения и по предложению усилить контроль за скоростью на дорогах: 37% шведов готовы к этому против, например, 52% венгров. Ларчик просто открывается: в Венгрии больше аварий из-за превышения скорости, чем в Швеции. Но больше других против дальнейшего ужесточения в деле соблюдения скоростного режима выступают жители Словении (67%), опережая даже французов и поляков.

Есть еще одна особенность европейского вождения. В каждой стране есть свои привычки и обычаи и, отправляясь туда с намерением порулить, россиянам полезно навести справки. О чем речь? В Греции (как и в России, впрочем) некоторые хамоватые водители позволяют себе обгон по обочине или по полосе для экстренной остановки. А в Германии участники движения очень плохо реагируют, если машина не пропускает пешехода, который в свою очередь старается не бросаться без раздумий на дорогу. Поди, знай все нюансы…

Светлана ФИРСОВА

№10(92), 2014