Бензиновый провал «Араль»


Крупнейшая германская сеть бензоколонок – «Араль» – признала свое поражение и заявила, что больше не верит в светлое будущее бензина марки Е10, или биотоплива, как его еще называют.

Как же так? Вроде бы оно заметно выгоднее, чем классический «супер»? Но тогда почему же сбыт топчется на месте уже два года, да еще на сравнительно низком уровне? Штефан Брок, председатель правления «Араль» теперь откровенно заявляет: «Еще год назад я говорил, что Е10 – продукт будущего. Сейчас я в это больше не верю». Вот оно как…

Казалось бы, лидеру германского рынка стоит гордиться тем, что новинка занимает долю в 20% от общего объема марок, пригодных для бензинового двигателя. Но Ш.Брок стоит на своем: больше не верю в перспективность этого продукта – и точка! Если рост сбыта и будет, то очень небольшой. Но повода для огорчения глава концерна в случившемся все же не видит, хотя потребитель четко проголосовал против «биобензина». И дело здесь не в том, что коммерсанту, казалось бы, только лишняя выгода от того, что в баки зальют больше «супера»: он ведь на 4 цента дороже. Однако высокопоставленный менеджер поясняет, что с каждого проданного литра бензина после уплаты налогов концерну остается не более 1,5 евроцента. Зато для государства это не просто выгодный, а фантастически выгодный бизнес: оно получает по 80 евроцентов с литра.

Штефан Брок поясняет, что для него сдержанное отношение потребителя к новинке свидетельствует совсем о другом. Поступки клиента продиктованы не только приемлемой ценой, то есть не одними соображениями материальной выгоды. «Араль» – дочернее предприятие британского концерна Би-Пи – и так продает бензин, как правило, дороже, чем его конкуренты. Почему? Глава компании поясняет, что за эти деньги они предлагают покупателю больше, чем соперники – «Эссо», «Шелл», «Тоталь». Прежде всего, он имеет в виду состояние оборудования на заправочных станциях и комплекс предоставляемых ими услуг. «Люди уже давно заезжают на наши заправки затем, чтобы решить несколько проблем, – считает он. – Скажем, каждый второй посетитель делает покупки в магазине, находящемся на станции».

Стоит заметить, что концерн, как говорится, играет в открытую: с ценами на 2500 его заправках можно каждый день ознакомиться в Интернете. Эта политика по сути дела опередила требования, которые хочет ввести Федеральное антимонопольное ведомство, борющееся за прозрачность. Данные должны обнародоваться на портале Общества защиты прав потребителя в реальном времени. Утверждается, что потребитель после этого с помощью своего смартфона сравнит уровень цен и выберет то, что ему подходит. Во всяком случае, президент антимонопольного ведомства Андреас Мундт надеется, что на уровень цен такая практика окажет положительное, то есть понижающее, воздействие.

Штефану Броку эти надежды не кажутся особенно обоснованными. «Цены определяются соотношением спроса и предложения на мировом рынке. И в этом никакая прозрачность ничего изменить не сможет», – говорит он. Стимулирование конкуренции? Её и так вполне хватает, что подтверждается многократными колебаниями цен, проявившимися за последние месяцы. За 2012 год «Араль» изменял цены около 2,7 миллиона раз, причем среднее отклонение превышает 4 евроцента.

На каждой заправочной станции за день происходит несколько понижений цен и одно повышение. Вот почему Ш.Брок и не думает, что отслеживание ситуации через Интернет на что-то повлияет. Клиенты и сейчас уже все тщательно изучают, разве что без помощи смартфона.

Но и против высоких технологий глава «Араль» ничего не имеет. Если в результате компьютерного сравнения цен клиенты перетекут на другие заправки, «Араль» снизит цены, говорит он. К тому же открытым остается простой вопрос: насколько далеко готов ехать клиент, чтобы сэкономить 2-3 евроцента на литре? Ведь при заправке 40 литров ему удастся выиграть максимум чуть больше евро? Даже на один литр бензина этого не хватит, ведь по данным Единого германского автомобильного клуба, в 2012 году средняя цена дизтоплива составляла 1,47 евро, а бензина – 1,59 евро.

Рядовым автолюбителям можно сколько угодно объяснять и про небывалый взлет цен на сырую нефть, и про невыгодное для нефтяников соотношение доллара и евро. Но реагируют они вполне предсказуемо: начинают реже заправляться. У «Араль» сбыт топлива в минувшем году снизился на 3% – до 33,9 миллиона тонн. Возможно, частично этот спад объясняется тем, что совершенствуются двигатели. Но и сдержанность водителей, предпочитающих не гонять авто в хвост и в гриву, тоже нельзя списывать со счетов.

Если объем продаж дизтоплива практически не снижается, то с бензином дело обстоит неважно: отмечен спад в 7%, то есть больше чем в среднем по рынку. Правда, это не мешает концерну оставаться лидером в своем сегменте, где он занимает долю в 22,5%.

Если вас удивило, что маржа этой компании составляет весьма скромную величину в 1 евроцент, то учтите, что после уплаты налогов счета «Араль» пополняются вполне весомой суммой в 100 миллионов евро.

Сергей ПЛЯСУНОВ

№4(76), 2013