Обмен любезностями


Если мартовская встреча между руководителями России и Европейского Союза чем-то и выделяется в череде протокольных обменов любезностями, уже вошедших у собеседников в привычку, словно дежурные комплименты у супругов, проживших в браке лет эдак тридцать, так это беспрецедентно большой делегацией, привезенной в Москву Жозе Мануэлом Дураном Баррозу.

Нет-нет, я не забыл ни про кипрский сюжет, ни про то, что и президент России, и её премьер-министр дали мастерству, с которым европейцы разруливают ими же самими организованный – да, знаю, что не на пустом месте, но все-таки – кризис, максимально уничижительные из всех возможных в дипломатическом языке оценок. Но Путин с Баррозу обсуждали этот вопрос с глазу на глаз, и кроме них о содержании разговора осведомлены только два переводчика, которые знают, да нам не скажут. Поэтому по самой горячей теме больше и сообщить нечего.

Зато можно предложить вашему вниманию такую оценку. «Эта встреча даст возможность активизировать отношения между Россией и ЕС, продемонстрировать разделяемую сторонами заинтересованность в решении общих обеспокоенностей путем открытого диалога. Этот визит позволит углубить двустороннее сотрудничество в областях, находящихся в сфере ответственности Европейской Комиссии», – говорится в пресс-релизе представительства ЕС в России. А повестка дня отражает глубину и многоаспектность наших отношений (Ж.М.Баррозу). И ведь ни с одним словом не поспоришь! Воистину язык политикам и дипломатам дан затем, чтобы скрывать свои подлинные мысли.

Премьер-министр России Дмитрий Медведев, выступая на конференции «Россия-ЕС», высказал мнение, что визовый режим между Россией и Евросоюзом ограничивает предпринимательскую активность и сдерживает научные и культурные контакты. По мнению российского премьера, отмена виз изменила бы эту ситуацию. «Давайте откровенно признаемся: Россия по-прежнему воспринимается в большинстве стран европейских как нечто внешнее, отдельное от остальной Европы», – сказал он. Попробуйте опровергнуть эти слова. И вот так, раз за разом эти мысли звучат из разных уст, а результат?

От европейских партнеров опять-таки не пришлось услышать на визовую тему решительно ничего нового. Если кто-то еще не выучил наизусть, что между странами идет конструктивный визовый диалог и реализуются совместные шаги, а дату введения безвизового режима устанавливать контрпродуктивно, поскольку суть должна превалировать над сроками, то ему предоставляется прекрасная новая возможность потренировать свою память. В общем, давайте продолжать совместную работу, и мы достигнем цели. Похоже, что по представлению наших европейских партнеров в этих переговорах, как в олимпийском движении, главное – участие.

Вот только я бы на их месте после этого не удивлялся, что Москве много проще договариваться с отдельными странами, чем с Брюсселем.

Стремясь подсластить очередную визовую пилюлю, Баррозу заявил на итоговой пресс-конференции, что Европейский Союз не страшится России «Мы не только не боимся России, мы хотим развивать конструктивное партнерство», – сказал глава ЕК, отвечая на вопрос одного из журналистов. «Мы это обсуждаем открыто, откровенно, не только в нашем кругу, не только с Путиным, но и в рамках общественных консультаций, – добавил Баррозу. – Россия является важной частью европейской цивилизации, мы гордимся этой частью». Что ж, и на том спасибо, утешили.

Есть и другие приятные новости. Оказывается, Европейский Союз не испытывает ревности к развитию отношений между Россией и Китаем, поскольку процветание этих стран выгодно и Европе, заявил Баррозу на совместной с премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым пресс-конференции. Председатель Европейской Комиссии подчеркнул, что все страны зависят друг от друга. «Я не считаю, что мы станем сильнее, если наши партнеры будут слабее. Я считаю, что стабильность, процветание России – это хорошо не только для россиян, но и для нас как партнеров и соседей России», – сказал он.

Такие же конструктивные отношения, по его словам, у ЕС и с Китаем. «Я это говорю, потому что иногда некоторые подходят к международным отношениям так: сделаем это за счет другого, чтобы как-то выиграть. Да, это правда. Но я такой подход не разделяю», – уточнил брюссельский гость.

Как всегда не обошлось без похвал в адрес двусторонней торговли. Европейский Союз с большим отрывом лидирует среди торговых партнеров России, а она занимает в списке его главных торговых контрагентов почетное третье место. В 2012 году общий объем торговли между ЕС и Россией достиг 336 миллиардов евро, а около 75% прямых иностранных инвестиций в России имеют европейское происхождение, пояснил Баррозу.

В скобках хочется поинтересоваться, а инвестиции, поступающие через Кипр, в этих процентах тоже учитываются? Если да, то скоро их можно будет оттуда вычесть. Оно, конечно, все равно, поскольку деньги-то наши, российские, не зайдут они через остров Афродиты, так найдут другой путь.

Ну и, чтобы два раза не вставать, хочется задушевно поблагодарить лидеров Еврогруппы за проделанную ими работу по избавлению от юношеских иллюзий отдельных представителей российских деловых кругов. Даже пиар-компанию для помощи нанимать не пришлось. Надеюсь, теперь эти бизнесмены поняли, что такое настоящее верховенство закона: сперва по закону принимали вклады, теперь по закону отберут. Настоящий европейский класс. И будьте здоровы, не кашляйте. И обязательно внимательно слушайте, когда вам в следующий раз будут рассказывать что-нибудь лирическое про «священное право частной собственности».

Особо упорным можно, конечно, еще некоторое время последить за тем, как безжалостно будут нагибать киприотов, заставляя своими руками разрушать финансовую систему, создававшуюся несколько десятилетий. Жалко? Нет уж, мои милые! Раз берлинский доктор сказал в морг, значит – в морг! Скобки закрываются.

Еще одна вечнозеленая тема – сотрудничество в энергетической сфере. Ж.М.Баррозу предложил всем не забывать, что Европейский Союз является первым потребителем основной статьи российского экспорта – энергетических ресурсов. Забудешь такое, как же… В ЕС идет 80% экспортной российской нефти, 70% экспортного российского газа и 50% экспортного российского угля. «В этой сфере время от времени возникает напряжение, вызванное интенсивностью наших отношений, но также есть желание сотрудничать и создавать взаимовыгодную ситуацию», – отметил Ж.М.Баррозу.

В переводе с дипломатического на общечеловеческий язык это значит, что Европейский Союз сумел сам себя убедить в том, будто попал в опасную зависимость от Москвы и ему надо срочно диверсифицировать источники энергетического импорта. Что ж, как говорится, не смеем препятствовать. Хотите – стройте терминалы по приему сжиженного природного газа, что из Катара, что из США, что из Мозамбика. Хотите – разворачивайте добычу сланцевого газа, его и в некоторых странах ЕС вроде бы вдоволь. Но зачем же придавать обратную силу новым энергетическим правилам, и здесь пробуя обойтись с чужой собственностью по принципу «было ваше, будет наше»?

Плодом переговорных усилий стало принятие документа под названием «Дорожная карта энергетического сотрудничества на период до 2050 года». Председатель Европейской Комиссии был настолько оптимистичен, что предположил: они с премьером Медведевым еще сумеют в середине ХХI века проверить, насколько успешной окажется реализация этой программы. Чего я им обоим искренне желаю. Тридцать восемь лет – срок немалый, его может хватить даже для создания Панъевропейского энергетического пространства. Если оно к тому времени еще будет иметь хоть какой-то смысл…

Вот, к примеру, будущий 2014 год объявлен ЕС и Россией «Годом науки и инноваций». А вдруг после этого развитие наук и ремесел получит такой мощный импульс, что энергетический облик Европы через три с лишним десятилетия будет просто не узнать? Какая уж тут «дорожная карта», тут и самый современный навигатор не поможет.

Ну и чтобы закончить на высокой ноте, еще раз процитируем Ж.М.Баррозу: «Европейский Союз и Россия на самом деле являются стратегическими партнерами, поскольку мы действительно незаменимы друг для друга в области безопасности, экономического развития и процветания».

Андрей ГОРЮХИН

№3(75), 2013