Ирландия: немного солнца в холодной воде


Наконец-то для Ирландии, стенавшей, начиная с 2008 года, под бременем разрушительного финансово-ипотечного кризиса, наступили времена, когда кардиограмма местной экономики начинает изредка и все ещё робко показывать возвращение к нормальности. Впервые после длящейся пять лет затяжной рецессии появились признаки роста. Хорошая новость на фоне прогноза по 17 странам еврозоны: в 2013 году не приходится рассчитывать ни на подъём, ни на стабилизацию – суммарно экономика съёжится на 0,3%.

Иллюстрацией к возродившейся надежде на лучшее стал рассказ на страницах «Вашингтон пост» о превратностях судьбы Грэма Доннели, фармаколога, позволявшего себе в начале века жизнь высокооплачиваемого специалиста и регулярного коммивояжера. В 2009 году достаток иссяк. Доннели потерял работу. Зарегистрировался на бирже труда. Перебивался случайными и кратковременными заработками. Наконец, в ноябре прошлого года 38-летний профессионал сумел получить место в транснациональной, зарегистрированной в США корпорации «Пфайзер». И всё наладилось.

По правде сказать, не всё. Доннели получил контракт всего на один год. Ему поручено проводить анализ качества лекарств, хотя у него намного выше и квалификация, и богаче опыт. По нашим меркам, он кандидат наук и знает в фармакологии больше иных. Зато зарплата теперь равна той, что получал в 2005 году, но меньше, чем в лучший, 2009 год. Ирландец настроен философски, чем в принципе отличается эта нация: «Нам приходится переиначивать свою жизнь, подстраиваться под новые обстоятельства, корректировать свои ожидания от этой жизни… Нужно сосредоточиться на том, чтобы делать так, чтобы не стало хуже».

Словом, все как у русского поэта: «Я теперь скупее стал в желаньях». И этот подход оправдан уже тем, что в Ирландии, вопреки первым проблескам в экономике, безработица все равно превышает 14%. Статистка была бы более удручающей, если бы ирландцы не уезжали на заработки за рубеж в массовом порядке: по 1600 каждую неделю (см. «Ирландия: эмиграция сродни исходу», №2(52), 2011).

Грэм Доннели об этом знает, равно как и бывший строительный мини-магнат Фрэн Уилан, чья компания пошла по ветру, а сам он, в свои 43 года, пошел овладевать новыми знаниями в школу бизнеса. Для сведения концов с концами Уилан берется за неквалифицированный физический труд. Как в пору своей туманной юности. А детям своим советует эмигрировать. «Я знаю, что кое-кому удалось зацепиться, но большинство из нас все еще скользит вниз. Никто не знает, где дно, которого мы достигнем. Восстановление (экономики)? Какое восстановление? Мы его не видим».

Много воды утекло с 2007 года, когда миниатюрная страна с населением в 4,5 миллиона человек продемонстрировала рекордный в ее истории прирост ВВП в размере 5%. Три года спустя Дублин обратился за экстренной финансовой помощью к Евросоюзу. За минувшие годы средняя зарплата сократилась на 15%. Стоимость недвижимости, под которую можно было брать кредиты, упала наполовину. Банки, естественно, не спешат выдавать ипотечные займы, учитывая низкую покупательную способность граждан и неясные перспективы их трудоустройства. Добавим общие беды: подорожавший евро сделал менее конкурентоспособными экспортные товары, от лекарств до ирландского виски, уменьшив доходную часть бюджета.

Крупные зарубежные корпорации от «Пфайзер» до «Гугл», привлеченные еще в конце прошлого века на «изумрудный остров» льготным налоговым обложением, не могут взять в штат всех желающих. И так они дают работу каждому десятому ирландцу. Неплохо, но при этом основные доходы не остаются в Ирландии, а выводятся, то есть репатриируются.

Вот как оценивает перспективы Ирландии Константин Гурджиев, экономист из престижного дублинского «Тринити колледж»: «Это будет трудное восстановление. Резкого отскока назад (к лучшим временам) не предвидится. Всё будет тяжко».

Владимир МИХЕЕВ

№3(75), 2013