Джеймс Бонд стал свирепее


Стилистика Бондианы меняется, но не в лучшую сторону, вынесли приговор ученые мужи из новозеландского Университета Отаго. После изучения изобразительного ряда 22 кинолент, где главным героем выступает придуманный Яном Флемингом секретный агент Ее Величества (см. «Бонд, Джеймс Бонд, или лицензия на успех», №5(22), 2008), оказалось, что со временем доля сцен насилия существенно увеличилась.

При анализе учитывались как примеры «легкого» насилия, скажем, толчки и пощечины, так и «серьезные» случаи, когда наносились удары кулаком, применялось холодное и огнестрельное оружие, приводившее к увечьям и смерти. Сравнение предпоследнего фильма «Квант милосердия» (2008 год) с самым первым – «Джеймс Бонд 007 против доктора Но» («Доктор Но», 1962 года) показало, что уровень насилия подскочил в два раза. Общий же вывод и вовсе тревожный: объем насилия вырос в три раза.

«Проведенные исследования подводят к выводу, что демонстрация насилия на экране может приводить к формированию у молодого поколения «бесчувственности» в отношении актов насилия и агрессивного поведения», – заключает соавтор доклада на эту тему профессор Боб Ханкокс.

К слову, самый миролюбивый фильм в Бондиане, вопреки грозному названию, – «Живи и дай умереть» 1973 года, где снялся Роджер Мур. Это явное исключение из правила или же из тенденции, заложенной, как представляется, в самом факте, что автор наделил своего персонажа «лицензией на убийство». Лицензия стала своего рода самореализуемым проклятием, заставляя того же Дэниела Крейга проявлять скорее первобытную брутальность, нежели английскую самоиронию.

Вадим ВИХРОВ

№3(75), 2013