Альтернатива

image_pdfimage_print

Каскадные революции на Большом Ближнем Востоке застали Европу врасплох. Под ударами революций распались и канули в лету казалось бы незыблемые режимы. Со всеми предоставленными ими гарантиями, взятыми на себя обязательствами и данными обещаниями. С выстроенной Европой системой клиенталистских отношений, политических и деловых связей. Их пришлось воссоздавать заново.

Но это-то было привычно и обыденно. Такое, пусть несколько иначе и в другое время, случалось неоднократно. Запасные аэродромы никогда не пустовали. Часть из них просто нужно было реактивировать. Да и перемены всегда относительны. Люди приходят и уходят. Правители меняются. А в жизни все или, во всяком случае, многое возвращается на круги своя.

По-настоящему насторожило государственные и наднациональные власти то, каким образом революции были запущены, как они подпитывались и осуществлялись. Ведь повсюду в мире ситуация отнюдь не такая благополучная. Она далека от безоблачной.

Недовольных масса. И есть из-за чего. Поднять на протест разные группы общества, от безработной молодежи до обманутых пенсионеров, особого труда не составляет. Полыхнуть может в любой момент и где угодно. Только дай повод.

Но и это полбеды. Общество стало слишком расколотым. Неоднородным. Гетерогенным. Со стремительно поднимающимися товариществами меньшинств, сформировавшимися из иммигрантов, – иных по своему статусу, этническому составу, религиозным верованиями, по сравнению с коренным населением.

Они почувствовали свою силу. Они ощутили слабость господствующего уклада. Они вплотную подошли к тому, чтобы любыми способами отстаивать свои интересы и завоевывать себе достойное место под солнцем.

Поэтому государственные и наднациональные власти пришли к казалось бы единственно возможному и безальтернативному выводу – на Интернет надо набросить узду. С вседозволенностью, возможностями мобилизовывать на протестные акции сотни, тысячи или даже миллионы надо кончать.

Только подано, конечно, это было совсем иначе. Мол, во имя укрепления правового регулирования. Обеспечения господства права в Сети. Пресечения всяческих гнусностей и злоупотреблений. Защиты прав человека от угроз нового поколения.

Под шумок и промышленники подсуетились. Чтобы задавить всех тех, кто хоть на йоту покушается на авторские права, права интеллектуальной собственности. Чтобы пресечь конкуренцию со стороны любых коммерческих структур, которые позволяют людям покупать дешевле, когда и у кого хочешь, и заказывать у тех, кто готов производить, строить, поставлять без многочисленных дополнительных сборов, роялти, отчислений и обременений. Чтобы никто не мог и не смел скачивать, получать или пользоваться доступом бесплатно, как в старые, хорошие, добрые времена на заре зарождения Интернет-цивилизации.

Виртуальный мир окольцевали. Огородили. Зарегламентировали. Повсеместно установили фильтры. Каждый шаг, каждый вздох, каждый писк начали отслеживать, регистрировать, документировать. От Сети стали отлучать. Несогласных, проштрафившихся, слишком уж настырных – сажать или каким-то иным образом изолировать. Информационно и, если нужно, также и физически. Свободе – истинной, безграничной, безудержной свободе Интернета пришел конец. Она сделалась достоянием истории.

И было проснувшееся общество, само создававшее, накапливавшее и распространявшее любые знания, делавшее любого пользователя Интернета творцом, с активной жизненной позицией, со своей системой нравственных координат, вновь впало в летаргию.

Надежды на модернизацию, на ускоренное инновационное развитие, движителем которого были бы миллионы, не оправдались. В отсутствие былой свободы на доступ к Интернету, на пользование Интернетом и всеми теми информационными благами, которые в нем заключены, никакие из задуманных мер поддержки и стимулирования развития, основанного на знаниях, так и не заработали.

Однако мир не без умных людей. В двух-трех странах, несмотря на все риски, на всю неопределенность, из революций сделали прямо противоположные выводы.

Там увидели, какие безграничные возможности открывает свободный Интернет. Возможности стремительного наращивания человеческого капитала. Экспоненциального увеличения творческого потенциала. Подключения всех людей без исключения к сотворчеству, созиданию, совместному развитию.

К накоплению принципиально иного качества жизни. К утверждению чуть ли не идеальных условий самореализации личности и получения личного удовлетворения от того, как ты живешь и для чего. От того, что и зачем ты делаешь. К предоставлению каждому человеку реальной возможности вносить свой посильный вклад в общее дело, создающей столь важное для социума ощущение полезности, нужности, востребованности каждого.

В этих странах рассекретили все коды. Вообще всё-всё, всё, всё, абсолютно всё рассекретили, обеспечив ко всему последовательно открытый доступ. Вообще упразднили государственную тайну как конституционно разрешенный элемент в отношениях между властью и обществом. Перевели все закрытые системы информации и обработки данных в открытые.

Создали мощнейшие фонды, бросив туда денег немерено, которые стали повсюду скупать авторские права, патенты, изобретения, технологические и инженерные решения и размещать их в открытый доступ для свободного использования и внедрения.

Продумали и осуществили еще сотни других мер – законодательных, административных, организационных и логистических, чтобы каждый человек, любая фирма и фирмочка могли сами, своими силами, без чужого вмешательства, минуя любые преграды и ограничения пробовать и внедрять в производство свои замыслы, свои идеи и рацпредложения или делиться ими. Начав, естественно, с того, что полностью покрыли свои территории свободным бесплатным высокоскоростным Интернетом.

И буквально за несколько лет они преобразились. Они расцвели. Подняли экономику. Решили проблему внутренней безопасности – ведь теперь нечего стало отбирать у других, делить, прятать или распределять. Сделали своих граждан счастливыми и свободными. Дали им ощущение полета. Веру в то, что всё у них получится.

И всё у всех стало получаться. Эти страны превратились в оазисы искрящегося творчества, успеха, свершений в окружающем их сером, скучном мире запретов и ограничений. Как следствие этого пришло лидерство во всех сферах и отраслях экономики, науки, техники и технологий.

Фактически они создали новый технологический уклад. Стали теми, на кого все остальные хотели бы, мечтали бы, алкали быть похожими хотя бы чуточку. Но не судьба.

А всего-то потому, что не последовали за остальными. Приняли судьбоносно правильное решение сделать ставку на полную свободу Интернета. На тотальную, всеобъемлющую свободу. И не отступились от него.

© Н.И. ТНЭЛМ

№3(53), 2011

№3(53), 2011