Исландия берет паузу


Правительство Исландии объявило о временной приостановке переговоров об условиях вступления в ЕС. Оно объяснило это приближением парламентских выборов, намеченных на 26 апреля 2013 года. Однако на деле этот шаг вызван растущей в северной островной стране непопулярности присоединения к «двадцати семи», что становится весомым козырем оппозиционных партий во внутриполитической борьбе.

Вопрос о целесообразности вступления Исландии в Союз встал в 2009 году в условиях, когда она оказалась одной из первых пострадавших от глобального финансово-экономического кризиса. Ее денежная единица – крона – оказалась очень хрупкой, что побудило тогда правящие круги и значительную часть 320-тысячного населения искать спасения в присоединении к более стабильной валюте. Таким спасительным кругом представлялся евро, блеск которого с тех пор существенно поблек.

Рейкьявик обратился с формальной просьбой о вступлении в Союз, начались необходимые переговоры, которые не обещали больших проблем. С политической и правовой точек зрения Исландия полностью соответствует всем критериям для претендентов на участие в ЕС, в этой сфере ей не надо проводить глубокие реформы, как это вынуждены делать сейчас другие страны-кандидаты из более бедных регионов, например, с Балкан.

Однако переговоры не были стремительными. За два года удалось урегулировать лишь 11 из 30 групп проблем, подлежащих обсуждению. Существенные разногласия остаются по наиболее чувствительным для Исландии темам – сельскому хозяйству и рыболовным квотам.

Одновременно происходили важные процессы в исландской экономике, которая постепенно преодолевала кризис. Реальные доходы населения почти вернулись к уровню 2008 года, безработица снизилась с 8% до 4,4% самодеятельного населения. По итогам 2012 года темпы роста ВВП должны составить 2,5% после отрицательных значений в прежний период. Сочетание экономического оздоровления Исландии с кризисными явлениями в странах ЕС не прибавили популярности идее присоединения к «двадцати семи». По данным опроса Института Гэллапа, 60% исландцев выступают против такой перспективы, которую поддерживают лишь 27%, тогда как остальные не имеют мнения на этот счет.

Правая оппозиция, которая, судя по всему, победит на апрельских выборах, в агитации делает ставку на антиевропейские настроения, в правящей левоцентристской оппозиции по этому вопросу наблюдается раскол. Переизбранный летом на пост президента Исландии Олафут Рагнар Гримссон не скрывал тогда скептического отношения к европейской перспективе своей страны. Его победу расценили как признак того, что вопрос о вступлении в ЕС будет вынесен на общенациональный референдум.

Андрей СЕМИРЕНКО

№2(74), 2013