Англичане в Румынии забывают родной язык


Чувство досады и неловкости испытывают британцы, поселившиеся в Румынии, от почти ксенофобской волны страха перед теоретическим наплывом на Британские острова болгар и румын после 1 января 2014 года (см. «Альбион не очень рад болгарам и румынам», №11(71), 2012).

«Бритты тоже пытаются сбежать из Соединенного Королевства», – приводит довод Дэйв Брайан, перебравшийся в эту балканскую страну восемь лет назад. Его откровения напечатаны в лондонской «Индепендент». Цитата: «Мы насмехаемся над теми, кто хочет уехать из Румынии, но и у нас немало тех, кто хотел бы покинуть Британию. Есть и разница: здесь многие хотят эмигрировать, чтобы найти работу и новые для себя возможности. А в Британии многие просто сидят и стонут, выкачивая деньги у правительства».

Мотивы переезда у Дэйва были чисто экономические. Он бросил школу в 17 лет. Дома не мог устроиться никем, кроме как мусорщиком. Нанялся добровольцем в благотворительную организацию для оказания помощи нуждающимся в Румынии. И полюбил страну, ставшую ему второй родиной.

Затем судьба совершила зигзаг удачи. Дэйв попробовал себя на эстраде в качестве музыканта и неожиданно, не исключено, что и для себя самого, превратился в поп-звезду. Он выучил румынский язык. Пустил корни. Постепенно пришло признание. Власти оценили его по достоинству: в 2011-м Дэйв Брайан представлял Румынию на песенном конкурсе «Евровидение».

При этом он не получает астрономические гонорары. «Можно заработать 600 евро, выступая на свадьбе, или 100 евро за участие в концерте… Зато у меня здесь есть имя и я выживаю, занимаясь тем, что мне нравится». Усомниться в этом откровении нельзя, потому что Дэйв заявил с обескураживающей прямотой: «Это даже странно… я начал думать на румынском. Английский язык теперь мне кажется иностранным».

В не менее мажорной тональности звучат откровения о своем житие-бытие Дэмиана Гэлвина, который до переезда в 2003 году в Румынию работал на заводах «Астон Мартин». На новом месте, в Бухаресте, он основал компанию White Mountain Property. По его словам, хотя получает в десять раз меньше, чем дома в Британии, но «качество жизни выше». Местные муниципальные налоги – 27 фунтов стерлингов в год. И еще, замечает Гэлвин, «пообедать здесь можно в пять раз дешевле» (к тому же кружка пива стоит один фунт).

А вот Фрэнсиз Чантри, ему сейчас 50 лет, приехал сюда ради любви. Познакомились в онлайне. Но румынская девушка не пожелала переезжать в Британию. Фрэнсиз перебрался к ней во второй по значению город страны Клудж-Напока и теперь работает корректором в американской компьютерной фирме по разработке программного обеспечения. Всем доволен. Возможностей трудоустроиться – полно. Да и «город уютный».

Или же Дэвид Хау, 45-летний бывший житель Северной Ирландии, основавший компанию InvestRomania.com. Предоставляет услуги иностранцам, желающим с умом вложить свои деньги. Да, не просто. Нужно учитывать, что такое явление как «spaga», попросту взятка, – повсеместное, потому что общепринятое. Бывалый Дэвид дает совет: если хотите здесь обосноваться, то нужно «пересадить себе менталитет страны третьего мира».

Опять же важно видеть румынское общество, весьма традиционалистское, во всех его ипостасях. В Бухаресте, и статистика тому порукою,– самая разряженная криминогенная обстановка. Иными словами, безопасно. Майкл Фрейзер, 30-летний сын британского дипломата, посетил как-то папу на уикенд и не смог уехать обратно. Не потому что не мог, а потому что не пожелал. Остался и открыл в старом городе Mojo Music Bar. Так и живет. У себя дома Майкл становился свидетелем как минимум двух драк за выходные – «здесь не упомню более пяти за все последние 12 лет».

Майкл винит прессу за предвзятое отношение к Румынии. Его выстраданная правда жизни такова: «99% тех, кто живет в этой стране, ее любят. И для этого должна быть причина». Кстати, британская община в Румынии насчитывает от трех до четырех тысяч «экспатов».

Это и есть другая правда, которую не зазорно было бы знать таким британским политикам, как Найджел Фэрэдж (см. «Мистер Фэрэдж, Вы соврамши»), находящимся в плену стереотипов. Избавляться от предвзятости, как показывает опыт, не только полезно, но даже приятно.

Владимир МИХЕЕВ

№2(74), 2013