И снова о пришельцах


По данным ученых, сейчас в Европе насчитывается 12 200 видов, которые могут быть полностью или частично отнесены к чужеродным. Прежде всего, речь надо вести о растениях, но относятся сюда и беспозвоночные, и обитатели моря, и млекопитающие – енотовидная собака и енот-полоскун. К счастью, не все пришельцы настолько агрессивны, чтобы представлять опасность для сложившихся экосистем, но проблем иные из них создают очень много.

Взять хотя бы ланей, которых завезли из Азии еще древние римляне и они же положили начало их распространению по всему Старому Свету. Постепенно одичавшие лесные красавицы стали законной добычей, как для местных хищников, так и для двуногих охотников. Сотрудник Центра экологических исследований имени Гельмгольца Мартин Винтер подчеркивает, что появление ланей не вызвало в европейской экосистеме практически никаких негативных последствий.

Однако он напоминает о существовании эмпирического правила, в соответствии с которым лишь 10% чужеродных видов удается утвердиться в новом окружении, но 10% из них окажутся инвазивными, то есть захватчиками, от которых традиционным обитателям этих мест надо ждать одних неприятностей. Это правило хорошо выполняется применительно к растениям, но вот с позвоночными дело обстоит иначе. Применительно к ним никогда нельзя предвидеть, какое именно воздействие они окажут на экосистему.

По мнению эколога Дирка Шмеллера, дело в том, что новые виды никогда не занимают точно ту же нишу, что и старые. Они вытесняют сразу несколько прежних видов и тем самым снижают биологическое разнообразие в месте своего проживания. Поначалу они ведут себя сдержанно, но стоит им только адаптироваться к новым условиям, как тут же происходит взрывообразное увеличение численности популяции. А эндемикам приходится мириться с тем местом, которое им отведут агрессивные пришельцы. А то и вовсе исчезнуть с лица земли.

Между тем теория гласит: чем менее разнообразна экосистема, тем нестабильнее она может стать при определенных условиях. Скажем, достаточно всего одной напасти, чтобы полностью уничтожить господствующий в ней вид, доведя дело до грани опустошения. Причем, достается и человеку.

Тому есть немало примеров. Взять хотя бы амброзию полыннолистную, уроженку Северной Америки, ставшую в Европе злейшим карантинным сорняком. Мало того, что этот живой насос со скоростью пожара распространяется по Старому Свету, иссушая землю до того, что рядом с ним гибнут все соседи, так он еще и распространяет пыльцу, буквально не дающую жизни аллергикам. Настолько, что в наиболее тяжелых случаях страдающим людям приходится просто уезжать подальше на то время, когда пыльца этого растения витает в воздухе.

Из Азии в Европу пробрался клещ варроа, в несметных количествах уничтожающий пчелиные семьи. Как-то проникла в Старый Свет и речная дрессена – широко распространённый вид двустворчатых моллюсков, обитающий в пресных и солоноватых водах. Она обладает зеленоватой или желтоватой раковиной характерной треугольной формы. Вроде бы ни в чем злонамеренном дрессена не замечена, но все дело в том, что местные рыбы отказываются ею питаться, а и из-за этого изменяется вся пищевая цепочка.

Какими путями попадают эти пришельцы в Европу? С семенами растений и грибами все очевидно: они потихоньку пробираются вместе с импортируемыми издалека товарами. Экзотические растения поначалу дисциплинированно обитают в парках и садах, но потом потихоньку перелезают через забор. Звери сбегают у нерадивых фермеров или незадачливых любителей. Некоторые, подобно енотовидной собаке, добираются своим ходом.

По понятным причинам, особое беспокойство вызывают те виды, которые ведут себя захватнически. На борьбу с ними тратятся несусветные деньги. По всей Европе расходы складываются в гигантскую сумму – 12,5 миллиарда евро, хотя по отдельным странам затраты могут заметно отличаться. Если Швеция обходится суммой в 500 миллионов евро, то Великобритании требуется уже 2,4 миллиарда евро. Для сравнения: в Соединенных Штатах на обуздание инвазивных видов выделяется колоссальная сумма – около 80 миллиардов долларов, уверяет пресса. Составлены даже своеобразные «черные списки», в которые занесены те, кто причиняет особо значительный урон. В Германии, к примеру, уже готов такой перечень для рыб. В него внесен, в частности, амурский чебачок – небольшая пресноводная рыба семейства карповых. В медленных реках Центральной Европы этот незваный гость расплодился в таких количествах, что почти полностью лишает корма всех своих соперников.

Сейчас готовят «черные списки» для растений, позвоночных и членистоногих. Все это должно улучшить возможности управления ситуацией.

Чтобы не мазать всех одной краской, надо заметить, что не все пришельцы, даже весьма активные, наносят один только ущерб. Сейчас научное сообщество ведет споры о том, какова роль недотроги обыкновенной – однолетнего растения, которое заполоняет берега ручьев и небольших рек. Оно издалека приметно благодаря обильным розовым цветам. Вытягивается оно чуть не в человеческий рост и садоводы страшатся его как чумы. Но, согласно некоторым исследованиям, недотрога хорошо помогает опылению других растений. Вот теперь и попробуйте установить что хорошо, а что – плохо… Ведь в районах её распространения как раз возрастает разнообразие видов, поскольку цветы недотроги привлекают насекомых, что идет на пользу эндемикам.

Александр ВАРВАРИН

№2(74), 2013