Французы отворачиваются от экологии?


Интересную тенденцию обнаружили французские эксперты из правительственного Агентства по окружающей среде и контролю за энергетикой. Проведя ежегодное анкетирование соотечественников, они установили, что экологическая проблематика ушла на второй план в числе проблем, волнующих население.

В условиях кризиса на первом месте среди забот французов оказались социальные вопросы, в первую очередь, безработица. На втором месте в этом рейтинге приоритетов оказались вопросы, связанные с социальным неравенством. Загрязнение окружающей среды теперь находится лишь на третьей позиции.

«Ничего удивительного в этом нет, – цитирует газета «Монд» представителя Агентства Шанталь Деркен. – Когда в экономике дела плохи, экологические вопросы кажутся менее важными, уступая место более прагматическим заботам, особенно работе».

Но французы не были бы французами, если бы оставались такими серьезными и грустными. Авторы исследования установили также, что на фоне нагоняющего тоску и страхи кризиса они все больше тянутся к радостям жизни и потребления. Теперь 8 из 10 опрошенных жителей Франции «включают удовольствие в число жизненных приоритетов, при этом не наблюдается тенденции к снижению этого показателя», говорится в докладе. Более того, 60% опрошенных интересуются новыми товарами, появляющимися в торговле, против 50% в 2007 году. Одновременно сокращается число тех, кто убежден, что рост качества потребления означает снижение потребления (54% сейчас против 58% в 2008 году).

Экологически ответственное поведение, как выясняется, ныне диктуется не идеологией, а банальными материальными соображениями. Так, 48% французов считают, что они потребляют слишком много энергоресурсов, но объясняют свою позицию их дороговизной, отражающейся на кошельках. Поэтому они не тратят деньги на дорогие энергосберегающие технологии, предпочитая просто сокращать потребление энергоресурсов. Например, повсеместно в стране отмечена тенденция снижать уровень обогрева в комнатах, а 52% опрошенных признались, что в холодное время года ходят дома в теплой одежде, чтобы экономить на отоплении. В 2008 году таких было 43%, а в 2002 году – 35%.

Светлана ФИРСОВА

№1(73), 2013