Где гастрономическая столица Франции?


Нешуточная битва развернулась между пятью французскими городами. Предмет столкновения – определение гастрономической столицы страны. Ее должны назвать главы трех профильных министерств, выбрав между Лионом, Дижоном, Туром, Боном и Парижем-Ранжис.

Последний претендент пусть не удивляет: столица Франции идет в паре с Ранжисом, крупнейшим в Европе одноименном оптовым рынком. Он расположен в десятке километров к югу от Окружного бульвара, обозначающего границы Парижа.

Идея определить главный кулинарный город страны не нова. Но особую актуальность она приобрела в 2010 году, когда ЮНЕСКО включила, текстуально, «гастрономическое питание французов» в число объектов нематериального достояния человечества. В принципе, и без этого французы были уверены в своем глобальном первенстве в этой области и, честно говоря, определенные права на это имели. Однако официальное признание этого статуса авторитетной международной организацией ставило перед Парижем новые задачи. Дело в том, что обладатель достояния человечества, признанного таковым ЮНЕСКО, должен был принимать меры по его сохранению и даже, по возможности, приумножению. Отсюда у парижских властей появилась идея создать во Франции городок гастрономии, для чего выбрать столицу гастрономии. Поскольку все это происходило в условиях кризиса, когда в казне не замечалось избытка денег, все надо было провернуть так, чтобы государство не особо тратилось на затею.

Пять упомянутых выше городов, объективно известных своим высоким кулинарным искусством, сочли возможным найти финансирование под такой проект и пустились в битву.

Лидерами в ней считаются Лион и Дижон. Первый город, расположенный на слиянии рек Роны и Соны, пожалуй, по праву может считаться главным для любителей чревоугодия. Автор этих строк разделяет такое мнение, поскольку лионская кухня, хотя и несколько жирновата для нынешнего кулинарного и диетического минимализма, отличается разнообразием, смачностью и изобилием. Именно оттуда происходит верховный жрец кастрюль и сковородок Поль Бокюз, который не только сам продвигает кандидатуру Лиона, но и получил поддержку 64 французских шефов из числа имеющих звездочки в знаменитом кулинарном справочнике «Мишлен».

Столица области Бургундия – Дижон – тоже имеет законные права на гастрономическое лидерство. Именно оттуда родом многие блюда французской кухни, ставшие общенациональными и наиболее известными в стране. К их числу, например, можно отнести знаменитую «говядину по-бургундски», одно из самых простых и распространенных изделий национальной кулинарии. Большую поддержку кандидатуре этого города оказывает тот факт, что он находится в центре одной из основных зон производства вина – бургундского. Если следовать классическим канонам винной критики (автор не разделяет их), то соперничать с бургундскими винами могут только бордосские. Однако Бордо, в отличие от Дижона, обладая эталонным по мировым меркам виноделием, в гастрономической самобытности не замечен.

У битвы французских кулинарных гигантов появилась и неожиданная политическая составляющая: в нее включились мэры Лиона и Дижона, соответственно Жерар Коломб и Франсуа Ребсамен. Они оба социалисты, оба заседают в верхней палате французского парламента – Сенате, оба обладают большим политическим весом и влиянием. Каждый пустил в ход имеющиеся рычаги, оба стараются повлиять даже на президента-однопартийца, лишь бы пробить для своего города статус гастрономической столицы самой гастрономической страны мира. Чем это закончится? Может быть, как часто бывает, в битве титанов победит аутсайдер?

Валерий ВАСИЛЬЕВСКИЙ

№1(73), 2013