Дробить или не дробить?


Железные дороги в Европе переживают второе рождение, они всё успешнее конкурируют с воздушным транспортом. Всё больше пассажиров сегодня выбирают для путешествия, например, из Брюсселя в Париж или Лондон высокоскоростной экспресс, предпочитая его авиалайнеру. Причины очевидны: вокзалы, в отличие от аэропортов, находятся в центре столиц, движение поездов почти не зависит от погоды, да и мороки при оформлении на рейс гораздо меньше.

Власти Европейского Союза стремятся либерализовать этот перспективный вид транспорта, чтобы сделать его еще более эффективным. Брюссель создал план разделения государственных железнодорожных компаний в странах ЕС для облегчения конкуренции частных собственников с этими гигантами. Однако этот так называемый «Четвертый железнодорожный пакет», разработанный Европейской Комиссией, наталкивается на сопротивление двух ведущих держав Евросоюза – Германии и Франции. В частности, французы мотивируют свою позицию тем, что уже сейчас железнодорожные пути в стране обслуживает одна компания, а оператором составов выступает другая. Хотя обе они входят в один и тот же холдинг, европейским правом такое разделение собственности не запрещено.

Среди европейских аналитиков и консультантов нет единого мнения относительно целесообразности дробления такой сложной и уникальной системы, как современный железнодорожный транспорт. Некоторые считают, что реформа будет выгодна пассажирам, поскольку усилит конкуренцию на рынке и снизит цены на билеты. Другие возражают, приводя пример Великобритании, уже давно осуществившей такую реформу и получившей неожиданный результат – сегодня проезд на поездах в этой стране обходится в среднем на 40% дороже, чем в континентальной Европе. Противники дробления ссылаются также на положительные примеры таких стран, как США, Япония, Россия, Китай с их вертикально интегрированными системами железнодорожного транспорта, работающего, кстати, за редкими исключениями, как швейцарские часы.

№1(73), 2013