Они учились понемногу…


…Да вот только выучились так, что преподаватели высших учебных заведений бьют тревогу: германские студенты инженерных специальностей вынуждены прерывать обучение, поскольку они не в силах преодолеть вузовский курс математики. Да что там вузовский, когда они и со школьной программой знакомы через пятое на десятое! Заметьте, речь идет не об исключениях, это касается каждого второго обучающегося техническим специальностям. Такие огорчительные цифры содержатся в специальном исследовании, проведенном Аахенской специальной высшей школой (тип высшего учебного заведения в Германии и Австрии, где дается образование по специальностям практической направленности. – Прим. ред.).

Скажем, три года назад в этом учебном заведении для будущих инженеров был проведен вступительный тест по математике. Сложность по германским меркам оценивалась как «вторая ступень I», что соответствует уровню 10 класса (после него в Германии подростки еще не один год учатся – кто в непритязательной «хауптшуле», кто в более серьезной «реальшуле», а кто и в классической гимназии). И каковы оказались результаты?

Из возможных 56 пунктов выпускники общих школ набрали 20,3, гимназисты с обычной математической подготовкой – 30,5 пунктов, а с расширенной – 36,8 пунктов. Профессор математики Криста Полячек пояснила, что 23 пункта – это рубежный показатель. И тот, кто опускается ниже него, практически не имеет шансов успешно завершить курс высшего образования. «Гимназисты в принципе должны были бы набирать никак не меньше 45 пунктов», – говорит она.

Закон обязывает вузы принимать студентов без экзаменов, поэтому результаты подобных тестов ни на что не влияют. Разве что дают преподавателям понять, с кем же им придется иметь дело. А тесты подтверждают наличие серьезной проблемы: школьная математическая подготовка тех, кто хочет посвятить себя инженерной деятельности, год от года становится все хуже. Если зимой 2004/2005 годов каждый третий будущий студент мог решить уравнение с простыми дробями, то тремя годами позже это было по силам только каждому десятому. Даже те, кто приносил из школы неплохие отметки, имели, по словам профессора Полячек, значительные пробелы в математической подготовке. Использованию формул при решении уравнений, а также изучению геометрии и тригонометрии в школе уделяется все меньшее внимание.

Авторы еще одного исследования десять лет собирали результаты подобных тестов – их набралось аж 26 тысяч – проводившихся в 13 специальных высших школах земли Северный Рейн – Вестфалия. При этом поступавшие в среднем вымучивали только 3 из 10 возможных пунктов, хотя сложность заданий оставалась неизменной. Результаты позволяют сделать вывод: тенденция к ухудшению подготовки налицо.

Последнее обследование, закончившееся осенью 2011 года, это подтвердило. Падение подготовки прослеживается во всех группах абитуриентов, что у гимназистов, что у реалистов, не говоря уже о выпускниках общих школ.

Преподаватели вузов отмечают, что технические специальности смогут изучать лишь те, чей результат не ниже 6 пунктов из 10. Сейчас его показывают менее 40% тех, кто в школе изучал математику в расширенном объеме. Можно сколько угодно говорить, что такое положение тревожит, но школьные учебные планы по-прежнему ориентированы на искаженно понимаемый компетентностный подход. «Человека обучают, где ему найти то, что поможет решить задачу. Но если ему надо сначала понять, что означает квадратный корень из ста, а для осуществления подсчета ему нужен калькулятор, то учиться в вузе он все равно не сможет», – говорит Хайко Кноспе, профессор математики из Кёльнской специальной высшей школы.

Аахенский профессор математики Себастиан Вальхер возлагает вину за сложившееся положение вещей на концепцию «общих компетенций без внутреннего содержания», во имя реализации которой несколько лет назад были изменены все учебные программы. Сокращение общего срока обучения с 13 до 12 лет только ухудшило ситуацию. Катастрофическим ударом для интересующихся математикой стал отказ от углубленных курсов и введение модели, основанной на принципе «одна для всех», сокрушается он.

Пример США, по мнению профессора Вальхера, должен был бы стать образцом того, что категорически нельзя делать. Поскольку в большинстве школ математика там преподается очень слабо, то в колледжах введен обязательный экзамен по этому предмету. Тот, кто его не может сдать, должен пройти обобщающий и повторяющий курс школьной математики. К чему-то похожему идет дело и в Германии, сокрушается профессор. Но это неизбежно отобьет у многих абитуриентов желание поступать на инженерные и естественнонаучные специальности. В США уже не одно десятилетие потребность в таких специалистах удовлетворяется за счет «понаехавших». А Германии что прикажете делать?

Но германские инженерные вузы совершенно не хотят, чтобы все это привело к снижению репутации их выпускников. Вместо этого они намерены предложить школам ввести расширенный курс математики, хотя бы в режиме проектной деятельности. Для этого в 17 заинтересованных школ собираются направить вузовских преподавателей в звании «послов математики». Так ученикам надеются преподать те разделы, которые были удалены из общей программы.

Что ж, наверное, это все же лучше, чем ничего не делать, но большие надежды на эту инициативу возлагать едва ли стоит. Дело ведь далеко не только в том, что какие-то разделы вычеркнули из программы: из книг-то их не вычеркнули и старшеклассникам решительно ничто не препятствует познакомиться с ними. Если чего им и не хватает, так это желания учиться, усваивая материал даже в рамках действующих ныне программ. А иначе откуда берутся в вузах первокурсники, не способные решить половину задач за 10 класс? И чем им помогут «послы математики»?

Андрей НИЖЕГОРОДЦЕВ

№1(73), 2013