Процесс, не вызывающий похвал


Процесс реформ высшей школы, известный также как Болонский процесс, в этом году отмечает 10-летие. Надо сказать, что за все эти годы в его адрес почти не было сказано добрых слов, если не считать похвал со стороны тех, кому это положено делать по должности.

Меньше всего восторгов он вызывает у самих обучающихся, то бишь студентов. Вот мнение Эрика Марквардта, главы правления Свободного объединения студенческих союзов: «Десять лет «Болонье»? Это звучит как название пасты, но на самом деле это сыр». Таким кулинарно-идеоматическим образом (по-немецки выражение «дас ист кэзе» эквивалент слов «это чушь») он выразил отношение молодежи к усилиям европейских реформаторов от образования.

Те, кому приходится воплощать образовательные реформы в жизнь, высказываются, может, и не столь хлестко, но не менее определённо. Руководители высших школ сетуют на рост числа «незрелых бакалавров» и «не до конца оформившихся магистров», которых им самим приходится выпускать из стен своих учебных заведений. Число обучающихся в вузах растет, а кассы университетов полнее не становятся: государство продолжает экономить на образовании.

Президент Союза ректоров ФРГ Хорст Хипплер считает, что реформы не решили двух важнейших стоявших перед ними задач. Не произошло интернационализации европейского образования и не удалось утвердить представление о бакалаврах как о квалифицированных специалистах с высшим образованием: их по-прежнему воспринимают как недоучек. Х.Хипплер, возглавляющий Технологический институт в Карлсруэ, также весьма недоволен стремлением как можно быстрее протащить студентов через все этапы высшего образования: «Работодателям нужны не просто люди с дипломом выпускников, а подготовленные на современном уровне специалисты, личности».

С того момента, когда в августе 2002 года в европейском образовании появились сами понятия «бакалавр» и «магистр», критика нововведений не прекращается. Негативную реакцию вызывает как сам отход от столетиями господствовавшего в Германии гумбольдтовского идеала целостного образования, так и конкретные промахи болонских реформ.

Взять, хотя бы, столь активно рекламировавшуюся идею о расширенной возможности обучения в иностранных университетах. Да, число тех, кто один-два семестра провел за рубежом, выросло. Но подлинной интернационализации образования так и не произошло. Германские студенты многих специальностей легко отказываются от перспективы год проучиться в Париже или в Лондоне, поскольку опасаются, что иные их будущие работодатели не будут готовы признать это наравне со временем, проведенным на германской студенческой скамье. Да, эти опасения могут быть сколь угодно необоснованными, но рисковать-то никому не хочется, ведь речь идет о серьезных вещах.

Андрей ГОРЮХИН

№1(73), 2013