У обезьян тоже кризис!


Хотя, разумеется, и не финансовый. Зато, оказывается, у шимпанзе и орангутанов тоже бывает кризис среднего возраста. Жаль, что бедные приматы лишены возможности общения с психотерапевтами и гештальт-психологами… А то те быстро объяснили бы нашим дальним родственникам, что стало причиной их минорного настроения.

Но поскольку перевод с обезьяньего пока остается для последователей Фрейда труднопреодолимой преградой, за дело взялись зоологи из Эдинбургского университета. Они изучили информацию о 508 обезьянах, квартирующих в зоопарках Японии, Австралии, США, Канады и Сингапура. Ученым активно помогали смотрители и сторожа, знавшие каждое из этих животных не один год. Собственно, они и заполняли опросные листы, в оригинале подготовленные для изучения состояния Хомо сапиенс, но определенным образом приспособленные к братьям нашим меньшим.

Экспертов интересовали перепады настроения приматов, проявление ими чувства радости, порождаемого определенными ситуациями, складывающимися во взаимоотношениях с собратьями, и многое другое. В результате выяснилось, что самые отчетливые спады настроения у шимпанзе, доживающих, как правило, до 50-ти, отмечаются в 27, 28 и 35 лет. Для сравнения: людей «мидлайф крайсиз» обычно настигает в интервале между 45 и 50 годами.

Из полученных результатов делается небезосновательный вывод: перепады настроения нельзя объяснить только с помощью экономических, социальных или психологических теорий. Есть основания считать, что они связаны с возрастными изменениями структуры мозга, полагают шотландские ученые.

№1(73), 2013