Заложен первый кирпич в фундамент банковского союза


Главы государств и правительств до конца 2012 года успели выполнить домашнее задание, которое сами себе дали в июне: они договорились о создании банковского союза в рамках ЕС.

Конечно, речь не идет о полноценной структуре, на которую замахнулись: по первоначальному замыслу Европейский центральный банк (ЕЦБ) должен был получать право надзора за всеми 6 тысячами банковских структур, работающих в Союзе. Компромисс оказался скромнее: под такой надзор попадают только те кредитные учреждения, которые либо имеют активы не менее чем на 30 миллиардов евро, либо обеспечивают 20% ВВП своей страны, либо пользуются финансовой поддержкой ЕС. По первым прикидкам, в категорию поднадзорных ЕЦБ попадают 150-200 банков.

Таков главный элемент новой интеграционной конструкции, выработанной под давлением обстоятельств, продиктованных кризисом в зоне евро. Работа над ним шла полгода, однако окончательно все возражения были сняты буквально накануне сбора в Брюсселе первых лиц 27 государств. Их министрам финансов накануне понадобились 14 часов непрерывных заседаний, чтобы договориться. Главная битва, как бывает в последнее время, шла между Германией и Францией, в то время как несколько обиженных во главе с Великобританией на обочине с многозначительным видом наблюдали за происходящим.

Немцы не хотели, прежде всего, чтобы под надзор ЕЦБ попала сеть их земельных банков, являющихся капиллярами финансовой системы их страны. Как раз в этих учреждениях сосредоточена значительная часть т.н. плохих кредитов, вызывающих беспокойство рынков. При найденном компромиссе эта категория выводится пока из-под лупы ЕЦБ, за которым, однако, остается право включить их в число своих подопечных в случае необходимости.

Другим важным элементом договоренности стало право включаться в эту систему и странам, которые пока не перешли на евро. Вместе с тем, три государства – Великобритания, Чехия и Швеция – заявили, что не считают себя связанными такими обязательствами. В целом вся новая система должна заработать 1 марта 2013 года.

Что же можно считать политическим итогом состоявшегося торга?

Во-первых, с чисто технической точки зрения, основные банки стран ЕС выводятся из-под надзора национальных органов, часто склонных действовать из соображений национальной, а не общеевропейской целесообразности. В этом в последние месяцы были склонны обвинять, например, Испанию и Кипр.

Во-вторых, надзор ЕЦБ над банками снимает с них давление национального долга, что часто тянуло их ко дну – как в Испании или Ирландии. Теперь ЕЦБ сможет напрямую рекапитализировать проблемные банки, значительная часть гнилых обязательств которых связана с государственными долговыми обязательствами.

Наконец, в-третьих, закладывается фундамент будущего банковского союза стран ЕС, призванного стать одной из опор оздоровленного евро. Нынешний его кризис показал, что эта валюта должна опираться на единую бюджетную политику, единую налоговую систему и много другого единого, в том числе, банковскую практику, чего не предусмотрели отцы-основатели. Теперь приходится ремонтировать здание в условиях потопа. Этот фундамент, пожалуй, главное в выработанном в Брюсселе компромиссе. Недаром официальные деятели стали подавать будущий банковский союз как верный признак спасения евро.

Дожить бы ему до того момента, когда все опоры будут возведены, а здание окажется под крышей…

Андрей СЕМИРЕНКО

№12(72), 2012