Главная > Тенденции & прогнозы > Саммит > Юбилей, который никто не заметил

Юбилей, который никто не заметил

image_pdfimage_print

Руководители Европейского Союза и России провели 21 декабря в Брюсселе юбилейную – тридцатую – встречу в верхах. Но даже при самом внимательном рассмотрении не удастся заметить в этом событии хоть какой-то праздничный оттенок, если не считать словесных упоминаний, сделанных европейскими лидерами. Может, виной тому приближение Рождества – главного праздника года в Старом Свете? Или замордованные неустанной борьбой с финансовым кризисом политики Союза не были настроены на юбилейный лад?

Правда, хорошо уже то, что саммит ни у кого не вызвал ни малейших разочарований. В основном потому, что никто от него ничего и не ждал: положено лидерам встречаться два раза в год, вот они и встречаются. А результаты?

Да каких вы хотите результатов? Что, кто-то надеялся на то, что Европа сдаст свой упорно обороняемый визовый бастион? Нет, конечно. Такие оптимисты перевелись уже не один год назад, когда европейская пресса в канун каждого саммита была полна рассуждений о том, что за согласие лишиться визовой девственности с этих русских надо взять подороже. Пусть и в приверженности к европейским ценностям поклянутся, и в любви к демократии распишутся, и соблюдение прав человека поднимут на должную высоту. Ну и еще выполнят то, сё и это. А вот тогда, может быть, они и будут достойны высокой чести. Не верите? Тогда посмотрите сами «Гугл», он, как известно, все помнит. Однако, даже не заглядывая в поисковик, могу вам сказать, когда Россия договорилась с ЕС о поэтапном облегчении визового режима – в 2007 году. А впервые эта тема встала в повестку дня еще раньше. Вот с тех самых пор все судим да рядим. Без результатов, во всяком случае, видимых кому-либо кроме узкого круга чиновников – это точно.

Правда, после этого саммита было объявлено, что практически все технические вопросы уже позади и дело только за политическим решением наших европейских партнеров. Видимо, все же удалось донести до этих самых партнеров смысл старой русской поговорки «ты гни-гни, да не переломи», и они поняли, что дальнейшие затяжки приведут к результату, полностью противоположному тому, которого они хотели добиться. Теперь остается подождать около года, пока европейцы еще поломаются, извините, созреют для принятия политического решения. Или не созреют. Но тогда уже будет окончательно ясно, что визовая тема с самого начала затевалась ими как пустой балаган.

Зато теперь в наших отношениях появится еще один долгоиграющий мотив: ну вот, мы уже вступили в ВТО, а когда вы отмените торговые ограничения и прекратите антидемпинговые процедуры? И здесь перетягивание каната продлится не год и не два. А вы как хотели? Надо же сначала согласовать подходы, потом разработать и принять «дорожную карту», потом составить пошаговый план, чтобы затем выяснить, что он уже не соответствует требованиям времени и все можно начинать по новой.

Никаких видимых изменений не прослеживается и на энергетической ниве. Можно, конечно, во всем обвинить этих упертых русских, отстаивающих свои газовые привилегии. Это объяснение простое и удобное. Но оно почему-то не дает ответа на не менее простой вопрос. Отчего это так получается, что диверсификаторы источников импорта сами пока так и не осилили строительство хотя бы одного газопровода, того же самого оперного «Набукко», но зато требуют от России, чтобы она предоставила «равный доступ» к проложенным ею газовым магистралям? Да еще не как-нибудь, а с приданием Третьему энергетическому пакету обратной силы. То есть, распространив его действие на все, что было построено, когда об этом пакете никто еще и слыхом не слыхивал. Это что ли и есть европейское понимание права? И как после такого выглядят все ссылки на верховенство закона и ценности подлинно правового государства? Или они, эти ценности, все же допускают, чтобы к ним подходили творчески, по принципу «если нельзя, но очень хочется, то можно»? Во всяком случае, в подлинно европейской Литве именно так и подошли к выполнению решения Стокгольмского арбитражного суда по конфликту с «Газпромом»: нас этот вердикт не устраивает, поэтому мы будем считать его не имеющим силы. Да, вот так вот по-настоящему цивилизованно обращаться с законом, это вам не мелочь по карманам тырить. Нам такому еще учиться и учиться.

Словом, в этом вопросе – и хорошо, если только в этом – следующий год в отношениях между Российской Федерацией и Европейским Союзом обещает быть весьма напряженным. Не стоит забывать, что Европейская Комиссия начала против «Газпрома» антимонопольное расследование, заподозрив его в злоупотреблении своим ведущим положением на рынках ряда восточно-европейских стран. Результаты в Брюсселе обещают предъявить в 2013 году и, на мой взгляд, вполне правы те, кто считают, что нашим взаимоотношениям предстоит серьезная проверка на прочность.

Не меньшим камнем преткновения рискует стать визовая тяжба, но, увы, не только она. Пока не видно серьезного сближения подходов к сирийской проблеме, которая все дальше усугубляется, а если называть вещи своими именами, превращается в гражданскую войну с изрядной долей иностранного вмешательства.

…Газета «Франкфуртер альгемайне цайтунг» не преминула назвать эту встречу «саммитом упущенных возможностей». Такое обидное для его участников определение всплывает уже не первый раз. И похоже, не последний.

Александр ВАРВАРИН

№12(72), 2012

№12(72), 2012