Италия: ушел, чтобы остаться?


Он все-таки покинет дворец Киджи, хотя и считался до недавних пор чуть ли не «тефлоновым» главой итальянского правительства, на популярность которого слабо влияли весьма болезненные финансово-экономические и социальные меры.

Речь, конечно же, о Марио Монти (см. «Италия: вся надежда на Марио Монти», №10(70), 2012 и «Профессоре Монти» избежит досрочных выборов?», №7-8(68), 2012). Правда, его правительство было «техническим», нацеленным на вывод страны из тяжелейшего кризиса, и сознавало свою роль камикадзе. Однако большинство предпринимателей, экономистов и политиков надеялись, что М.Монти выдержит непосильное бремя непопулярных мер до весны 2013 года, когда должны были состояться парламентские выборы. Увы…

Этому предшествовало решение 8 декабря партии «Народ свободы» во главе с Сильвио Берлускони прекратить поддержку правительства и его намерение выдвинуть свою кандидатуру на выборах. Уже через несколько часов М.Монти сообщил об уходе в отставку. «Мое правительство перестает существовать, и вина за это лежит отнюдь не на индейцах майя», пророчивших конец Света, с иронией сказал он.

После продолжительной паузы президент Италии Джорджо Наполитано в несвойственной ему манере устроил публичную выволочку партийным лидерам, которые «грубо прервали плодотворную работу правительства». Глава государства обрушился на коррупцию, «дискредитирующую страну и вредящую ей», а также поддержал правоохранительные органы, «ведущие борьбу со смертельным врагом – мафией».

Официально профессор Монти подал прошение об отставке в конце декабря, после принятия законопроекта о новом бюджете. Президент назначил отставника исполняющим обязанности премьера Италии до выборов, которые теперь состоятся 24 и 25 февраля. Традиционно не простая политическая жизнь Италии стала еще сложнее, тем более, что некоторое время существовала интрига – выдвинет ли свою кандидатуру М.Монти на досрочных выборах? Его подталкивали к этому не только некоторые итальянские партии, но и лидеры Европейского Союза, опасающиеся возвращения к власти в этой важной стране непредсказуемого 76-летнего С.Берлускони.

Уклончивый ответ с несколькими «если» профессор дал в самый канун католического рождества. Он готов возглавить правительство, если будет принята программа разработанных им реформ, которая озаглавлена «Изменить Италию и реформировать Европу». Однако, поскольку М.Монти не может выдвинуть свою кандидатуру, будучи пожизненным сенатором, то согласится стать премьер-министром, если после выборов политические силы сочтут такой шаг необходимым. Противники профессора тут же расценили это как маневр, направленный на его возвращение во власть без риска пройти через горнило выборов.

Объявляя свое неоднозначное решение, и.о. премьера напомнил, что «всего год назад Италия была на краю пропасти. Нам удалось преодолеть эту опасность. Итальянцы вновь могут находиться в Европе с высоко поднятой головой».

С этим соглашаются многие и в Италии, и в Европе.

Андрей ДЕМИДОВ

№12(72), 2012