Главная > Открываем старый свет > Век учись > Не хватает мужества учиться

Не хватает мужества учиться

image_pdfimage_print

Фонд «Водафон Дойчланд» провел исследование вопроса о том, как проявляется социальное неравенство в доступе к образованию в ФРГ. Результат, по мнению самих исследователей, оказался как неожиданным, так и вызывающим беспокойство: все больше школьников из семей, в которых у родителей нет высшего образования, не используют имеющиеся возможности для продолжения обучения. Вот такое нежелание даже попытаться войти в социальный лифт…

Доля выпускников школы, завершивших полный курс наук и пересевших со школьной скамьи на студенческую, с 70-х годов прошлого века сохраняется постоянным – примерно 90%. Но вот число тех, кто хочет продолжить обучение после окончания профессионально-технической школы, резко упало. И здесь особенно сильно сказывается социальное происхождение.

Среди тех, у кого родители дали себе труд получить высшее образование, доля желающих после школы продолжить учиться дальше, снизилась очень незначительно. А вот у тех, кто происходит, как раньше говорили, из простых семей, она упала с 80 до 50%. Проще сказать, что половина тех, кто вполне мог бы учиться, делать этого отнюдь не хочет.

Это приводит к тому, что в высших школах все больше скапливаются потомки людей с высшим образованием. И попытки «разбавить» их представителями других социальных слоев пока застревают на полдороги. А ведь добиться этого германская система образования пытается еще с 60-х годов прошлого века! Однако, согласно статистике, шансы на то, чтобы получить аттестат зрелости, у детей, имеющих образованных родителей, примерно в семь раз выше, чем у их сверстников из других семей.

Почему же последние так неохотно используют предоставляемые им возможности? Авторы исследования считают одной из причин то, что, получив профессию и начав самостоятельно зарабатывать, молодые люди уже не хотят идти учиться в высшую школу. Тем более, что им сначала все равно придется получить аттестат зрелости. Но финансовый барьер – необходимость на несколько лет лишиться весомого заработка – оказывается для многих решающим.

Еще одна причина заключается в элементарном неверии в собственные силы: а вдруг я окажусь не в состоянии завершить обучение? Психологи называют это ослабленной верой в собственные способности, рассказывают эксперты. Тем более, что в семье нет никого, кто мог бы послужить хорошим примером. Родители, спокойно прожившие жизнь без высшего образования, зачастую не становятся поддержкой – хотя бы моральной! – своим детям, желающим его получить. В экстремальных случаях доходит даже до разрыва отношений.

Причем, знающие люди рассказывают: убедить старшее поколение в том, что образование откроет их детям большие перспективы, бывает, порой, труднее, чем молодежь. Иногда они понимают это только тогда, когда их дитя уже закончит обучение и получит такую работу, о которой они и мечтать не могли.

Андрей ГОРЮХИН

№12(72), 2012

№12(72), 2012