Лондон не торопится воевать с Тегераном,


охлаждая тем самым пыл Вашингтона

Ситуация пикантная. В чем-то водевильная. В чем-то патетическая. Трансатлантическая солидарность двух ближайших союзников по НАТО, похоже, пока не выдержала проверку на боеготовность. Едва ли не впервые Лондон не спешит подержать Вашингтон в войне с антизападным, по определению, режимом в Иране, подозреваемом, как в свое время саддамовский Ирак, в стремлении обзавестись ядерным оружием.

В предварительном порядке американцы прозондировали почву: готовы ли британцы предоставить в их распоряжение свои зарубежные военные базы для наращивания воинских контингентов в непосредственной близости от Персидского залива на случай проведения боевой операции против Ирана?

Речь шла, в первую очередь, о военно-воздушных базах на Кипре – Акротири и Декелия, которые провозглашены Лондоном «заморскими территориями» и на которые распространяется суверенитет бывшей метрополии, а также об острове Вознесения в Атлантическом океане и острове Диего-Гарсия в Индийском океане. Утвердительного ответа из Лондона, сообщает эту сенсацию английская газета «Гардиан», получено не было.

Высокопоставленные источники, на которые она ссылается, разъяснили, естественно, на условиях анонимности, что если Соединенное Королевство «окажет содействие США в упреждающем ударе по Ирану, то тем самым нарушит международное право». И добавили почти крамольное: «Правительство использует этот аргумент, чтобы осадить американцев».

Эта аргументация сформулирована в циркулярном письме, подготовленном в офисе генерального прокурора, которое было направлено в кабинет министров, а также в министерства иностранных дел и обороны. Доводы подействовали. Как поведал источник, американцы, должно быть, «удивились тому, что не получили незамедлительных заверений в поддержке», и особенно разочарованы тем, что их подвергли обструкции не только либеральные демократы, но и консерваторы.

Обозреватель «Гардиан» Ник Хопкинс расценил это событие как верное свидетельство того, что на Уайт-холле пропал аппетит к заморским экспедициям, ведущим к вооруженным конфликтам. Что не меняет расклада сил: в районе Персидского залива королевский флот представлен 10 боевыми кораблями, включая атомную подводную лодку и минного тральщика, который должен будет чистить фарватер для нефтеналивных танкеров, если Тегеран исполнит угрозу и перекроет Ормузский пролив.

Тот же источник высказал гипотезу, что в случае начала Израилем или США молниеносной военной операции против Ирана в стиле блицкрига, «едва ли Лондон будет проинформирован заранее». Однако, добавил этот человек, видимо, отвечающий за свои слова, «такое положение дел вполне устраивает правительство Великобритании». Установка такова: Лондон присоединится к боевым действиям только после того, как они начнутся.

В принципе, чиновники госдепа и Форин офиса публично говорят о том, что делают ставку на дипломатическое решение конфликта, но все будет зависеть от способности сдержать воинственный Израиль. Между тем, выступая на осенней сессии Генеральной Ассамблеи ООН, израильский премьер Биньямин Нетаньяху заявил, что, по прогнозам, Иран сможет создать собственную атомную бомбу уже весной или, с гарантией, летом следующего года.

По сведениям израильской разведки, «красная черта», после пересечения которой удар по нему станет неизбежным, означает, что, во-первых, иранские физики сумеют обогатить уран до уровня в 20%, пригодный для изготовления военного атома, а во-вторых, верховный духовный лидер аятолла Хаменеи примет решение о разрыве обязательств в рамках договора о нераспространении ядерного оружия.

Однако в Лондоне, пишет «Гардиан», придерживаются иной точки зрения. В настоящий момент иранская программа на самом деле не представляет «четкую и сиюминутную угрозу». Официальный чин Форин офиса сформулировал позицию кабинета Дэвида Камерона: «Мы продолжаем говорить, что правительство не считает в данный момент военные действия против Ирана правильным решением, хотя такая вероятность не исключается. Мы считаем, что нужно следовать двойной тактике для решения вопроса о ядерной программе Ирана – санкции, которые уже приносят результат, и диалог с Тегераном. Мы не собираемся строить гипотезы вокруг того, в какой ситуации военные действия будут юридически оправданными. Все будет зависеть от обстоятельств в конкретный момент».

С учетом того, что дипломатии предоставлен еще один шанс – переговоры должны начаться в этом или следующем месяце, позиция Лондона почти железобетонна (см. «Британская империя похоронена в ливийской пустыне», №9(58), 2011). Что не отменяет явного неудовольствия старших партнеров по НАТО: впервые после совместных бомбардировок Сербии, Ирака и Ливии британские политики решили уйти в кусты, отказавшись сотрудничать даже в чисто логистическом плане (предоставление аэродромов подскока и проч.) при нападении на Иран. Пикантная ситуация…

Владимир МИХЕЕВ

№11(71), 2012