Главная > Тенденции & прогнозы > Комментарий > Курс – на сверхправительство ЕС?

Курс – на сверхправительство ЕС?

image_pdfimage_print

В недрах Европейского Союза набирает обороты дискуссия относительно дальнейших путей интеграции этого объединения. Новую инициативу выдвинул «Берлинский клуб» – неформальное объединение министров иностранных дел ряда стран ЕС. Она нацелена на создание там наднационального правительства, отличающегося по своим полномочиям и методам формирования от нынешней Европейской Комиссии.

Инициатива исходила от Германии, которая нацелена на максимально возможную федерализацию ЕС. Когда к ней, после некоторых колебаний, присоединилась Франция, дело сдвинулось с мертвой точки. На первом этапе к «Берлинскому клубу» присоединились другие страны-основательницы нынешнего Союза (Бельгия, Италия, Люксембург и Нидерланды), а также Австрия, Дания, Испания, Польша и Португалия. Итого – 11.

В чем суть предложений? Необходимо сократить нынешний состав Европейской Комиссии (сейчас в нее входят 27 человек, по одному от страны-члена), дать ей больше полномочий и, возможно, даже изменить механизм определения председателя – с нынешней системы назначения на прямые выборы избирателями. Такой измененный орган власти, по мысли инициаторов идеи, будет распоряжаться более крупным единым бюджетом, проводить согласованную экономическую, внешнюю и оборонную политику. Одновременно он получит демократическую легитимность, которой сейчас лишен, а эффективность работы союзных органов власти возрастет.

Предложения идут в том же русле, что и идеи председателя ЕС Хермана Ван Ромпея. Он также намерен предложить формирование единого бюджета для стран зоны евро, выпуск ограниченных гособлигаций от имени всей зоны евро и так далее. Появление подобных инициатив естественным образом вытекает из необходимости реформирования многих внутренних механизмов в Союзе, что выявил нынешний кризис единой валюты – евро. Кроме того, такие реформы призваны вернуть ЕС на рельсы движения в направлении, которое, как говорят в брюссельских коридорах власти, «сделает Европу глобальным актером».

Однако надо помнить, что в настоящее время такого рода реформаторские решения принимаются единогласно. В «Берлинской группе» собрались лишь 11 из 27 участников ЕС. Причем, блистает отсутствием такая ключевая страна, как Великобритания. Это не удивительно: Лондону и нынешний уровень интеграции кажется слишком большим! Нет и самостоятельной Швеции со строптивой Финляндией, а из когорты стран, преимущественно восточноевропейских, пополнивших ряды Союза в прошлое десятилетие, лишь амбициозная Польша подключилась к инициаторам политических реформ.

Впрочем, даже их инициаторы пока обозначили лишь направление движения, а не желаемый результат. Так, непонятно, как будет осуществляться идея единого дипломатического представительства в рамках общей внешней политики? Надо ли французам и британцам отказываться от мест постоянных членов Совета Безопасности ООН? Как будет решаться вопрос о представительстве в других международных организациях, например, в МВФ? Или вопрос о единой европейской обороне?

Светлана ФИРСОВА

№10(70), 2012

№10(70), 2012