Как дела у претендентов?


Итог состояния дел у разных стран, претендующих в том или ином виде на вступление в Европейский Союз, подвел член Европейской Комиссии Стефан Фюле, ответственный за его расширение. Выступая в Комиссии по иностранным делам Европейского Парламента, он остановился на положении каждой из этих стран.

Прежде всего, он отметил, что завершены все переговоры с Хорватией, приняты все необходимые документы, и эта страна с 1 июля 2013 года станет 28-м участником Союза. В настоящее время она завершает процесс переноса в национальное законодательство всех норм ЕС. Будущей весной ожидается принятие окончательного доклада, в котором можно будет констатировать выполнение ею всех условий, необходимых для вступления.

В июне начались переговоры о вступлении Черногории, что стало отражением продвижения этой страны по пути проведения необходимых реформ. По словам С.Фюле, особое внимание на данном этапе ей надлежит уделить аспектам, обеспечивающим там верховенство закона.

Комиссия вновь, в 4-й раз рекомендовала начать переговоры о приеме Бывшей югославской республики Македония, что призвано подтвердить ее населению реальность перспективы участия в ЕС. Однако здесь приоритетным остается поиск удовлетворительного решения проблемы названия этой страны, против которого выступает соседняя Греция, считающая Македонию частью своего культурно-исторического наследия.

Говоря о Сербии, член Комиссии отметил, что она продолжает двигаться по пути удовлетворения политическим критериям для вступления в ЕС. Брюссель побуждает эту страну продолжать реформы и искать пути налаживания добрососедских отношений со всеми, имея в виду край Косово, который в одностороннем порядке провозгласил независимость от Сербии. «Есть необходимость в явном и устойчивом улучшении отношений между Сербией и Косово, – сказал он, – чтобы обе страны продолжили идти своими путями в ЕС, не блокируя соответствующие усилия друг друга».

Албания, по его мнению, в последний год сделала существенный шаг вперед в отношениях с ЕС, особенно благодаря достижению межпартийного соглашения о необходимых реформах для вступления. В свете этого Комиссия рекомендует предоставить ей официальный статус страны-кандидата.

По отношению к Косово Комиссия утвердила доклад, в котором выражается возможность заключения с ней Соглашения о стабилизации и ассоциации, которое считается первым шагом на долгом пути приема в Союз. С.Фюле полагает, что такое соглашение можно заключать при одновременном сохранении различий в подходе стран-членов ЕС к признанию независимости Косово. Далеко не все из «двадцати семи» такую независимость признают.

Положение в Боснии и Герцеговине оценивается в более пессимистических тонах. Брюссель отмечает ограниченность прогресса в создании устойчивых институтов власти, при этом выражает готовность к продолжению диалога.

Оценка состояния переговоров с Турцией отражала их двусмысленное положение, фактическую замороженность диалога, в том числе, в условиях сохраняющихся противоречий этой страны с Кипром. Отметив ключевое значение Турции для ЕС «с учетом ее динамично развивающейся экономики, стратегического положения и важной роли в регионе», С.Фюле констатировал «отсутствие консенсуса между странами-членами» относительно европейской перспективы Турции. Вместе с тем, он высказался за то, что в интересах обеих сторон – возобновить переговорный процесс.

Наконец, член Комиссии отметил растущее совпадение интересов ЕС и Исландии, которая полностью отвечает политическим критериям для вступления в Союз и далеко продвинулась в подготовке к этому шагу. Однако перспектива участия в нем остается темой публичных споров в исландском обществе.

Андрей СЕМИРЕНКО

№10(70), 2012