Главная > Тенденции & прогнозы > Растет популярность идеи ввести в ЕС «налог Тобина»

Растет популярность идеи ввести в ЕС «налог Тобина»

image_pdfimage_print

В общей сложности 11 стран ЕС из 27 в той или иной степени поддерживают франко-германскую идею введения европейского «налога Тобина». Он носит имя американского экономиста, который первым предложил государствам облагать финансовые транзакции, в первую очередь, трансграничные.

В ЕС в условиях глобального финансового кризиса первыми заговорили о таком налоге Париж и Берлин. Они ссылались на то, что источником кризиса стал как раз дерегулированный финансовый мир. Идею поддержала Европейская Комиссия, которая в сентябре 2011 года официально выступила с такой инициативой. Однако все это время хода ей не давали, поскольку такое предложение сталкивалось с большими различиями в подходах к ней со стороны стран-членов.

Первым шагом по конкретизации этого предложения стало согласие группы стран с тем, что введение «налога Тобина» может стать не общей программой ЕС, а предметом так называемого усиленного сотрудничества. Такой механизм предполагает участие в сотрудничестве не всех, а части стран Союза – не меньше девяти. Кстати, к их числу относится очень много совместных программ, например, шенгенская зона, внутри которой осуществляется безвизовый режим поездок.

Германия и Франция обратились к партнерам с предложением поддержать инициативу Комиссии по введению «налога Тобина». В Брюссель уже пришли положительные ответы от правительств Австрии, Бельгии, Греции, Португалии и Словении. Еще 4 сообщили, что в ближайшее время официально поддержат этот шаг – Испания, Италия, Словакия и Эстония. Таким образом, открывается путь для процедуры по началу работы в этом направлении. Ожидается, что первый шаг будет сделан уже в середине ноября на очередном заседании министров финансов стран ЕС.

Предложения Комиссии сводятся к обложению налогом всех финансовых транзакций в странах, которые будут участвовать в этой программе. Так, налог на торговлю акциями и облигациями будет составлять 0,1% сделки, а деривативами – 0,01%. По предварительным оценкам, это должно принести в год до 57 миллиардов евро, если бы такой налог ввели все 27 стран ЕС. Подсчетов для 11 стран пока не сделано. Существуют также серьезные разногласия относительно того, куда эти средства должны поступать. Франция предлагала перечислять их в бюджет ЕС, Германия возражала.

Главным противником такой инициативы выступает Великобритания, поскольку в Лондоне находится один из крупнейших в мире и крупнейший в Европе финансовый рынок. Именно в Лондоне совершается значительная часть финансовых сделок стран ЕС. Британское министерство финансов считает, что введение «налога Тобина» подорвет позиции Лондона, поскольку транзакции на площадках его основных конкурентов – Гонконга, Нью-Йорка и Сингапура – такими налогом не облагаются.

Серьезные возражения высказывает также один из влиятельных участников зоны евро – Нидерланды. Министр финансов этой страны Ян Кес де Ягер сказал, что правительство заказывало независимые исследования последствий введения «налога Тобина»: «Они показали, что эффект от такого налога будет разрушительным, поэтому мы категорически возражаем против него».

Светлана ФИРСОВА

№10(70), 2012

№10(70), 2012