Главная > Открываем старый свет > Базель встречает Москву

Базель встречает Москву

image_pdfimage_print

Старинный швейцарский город, современный наукоград. Базель. Дома, построенные много веков назад, уютные узкие улочки с фонтанчиками-василисками, от которых и пошло название города, и промышленно-технологический фонтан Жана Тангели в стиле начала ХХ века на месте сгоревшего старинного театра прямо в историческом центре. В музее искусств чуть поодаль также полный набор – от готической классики глубокого средневековья до Дали, Малевича и Ротко.

И слово ОКТЯБРЬ, набранное крупно и кириллицей, смотрящее на прохожих с уличных афиш и концертных приглашений. Октябрь, пожалуй, наверное, одно из немногих слов, которое может узнать человек, даже совсем незнакомый с русским языком.

В Базель пришел Октябрь. Город, где удивительно гармонично сплелись история и модерн, встречает Москву. Встречает оркестром «Базельская симфониетта» и «Altro coro» – «Другим хором» музыкальной академии имени Гнесиных в «Штадт Казино Базель». Вместе.

Концерт открывается неожиданным появлением девушки в черном платье и ультра-салатовой вязаной балаклаве. Девушка по-русски и по-немецки желает всем приятного времяпрепровождения на концерте. Провокация? Да. Но затем она также спокойно, как и появилась, удаляется меж рядов уже рассевшегося оркестра. Респектабельный швейцарец, сидящий слева, говорит по-английски: «Она пожелала всем приятного вечера, это шутка». И слышит в ответ: «Мы уже сыты всем этим по горло. И это совсем не шутка». Респектабельный русский из Цюриха справа: «Что за моветон?» Сопровождает свои слова известным движением большого пальца вниз. Непонимание? Смешение? Смущение?

…Звучит промышленно-техногенная музыка начала ХХ века – крупный сталелитейный завод в исполнении симфонического оркестра. Публика не шелохнется, погруженная в гул цеха из струнных, духовых, ударных и хора. Вспоминается, что где-то здесь за углом или напротив, но совсем близко фонтан Жана Тангели и музей его удивительных механизмов. Гармония, возможно, достигнута.

Действо происходит в рамках культурного фестиваля CULTURESCAPES – «Культурные ландшафты», автором которого выступает переехавший в Базель нидерландский организатор перформансов Юрриаан Коойман. Базельского зрителя ждет не только московский звук, но и московский цвет – картины, московское движение – танец, а также скульптура и прочее совмещение несовместимого. Новое в старинном городе.

«Москву и Базель – несмотря на совершенно различные пропорции и масштабы – связывает особая общность, которая позволит нам глубоко воспринять фестиваль. Москва проникнута всеобъемлющим культурным наследием, по которому должны мерить себя – а, быть может, спорить с ним и отграничиваться от него современные деятели культуры и искусства, если они хотят идти в ногу с современностью», – говорит в приветственном слове председатель правительства кантона Базель-Штадт Ги Морэн.

Фестивалю Ю.Кооймана уже 10 лет, но раньше он принимал только страны. Город – впервые. «Я горжусь своей визиткой», – говорит Ю.Коойман. На ней кроме имени – годы с 2003 по 2013 и названия стран, где уже проходил фестиваль. За Москвой на будущий год последует целый регион – Балканы. «Экспериментируем», – объясняет он.

«В основе CULTURESCAPES – концепция фестиваля с высокими запросами, ведущего диалог с избранными культурными ландшафтами. Его внимание направлено на места и регионы, культура которых отмечена не только долгой традицией художественного многообразия, но и историческими, политическими, социальными или экономическими процессами трансформации. CULTURESCAPES наводит культурные мосты. Он ведет диалог с собственными и чужими образами, пытается критически подходить как к показываемому, так и к точке зрения рассматривающего. CULTURESCAPES, празднующий в этом году 10-летний юбилей, вырос из маленького, но изящного мероприятия в столь же изящный, но известный уже за пределами региона фестиваль», – продолжает Ги Морэн.

И все-таки насколько же удивительно это совмещение модерна и здорового консерватизма, которым так пропитаны Швейцария в целом и Базель в частности! Ведь в городе, кажется, ничего не меняется – трамваи городские – до сих пор зеленые, пригородные – желто-красные, ходят по давно заведенному расписанию. Мэрия красного кирпича на центральной площади, мосты, Рейн с его быстрым течением и традиционным крошечным паромчиком у собора тоже на своих местах, как и год назад… Или все-таки что-то меняется? Город живет жизнью, отлаженной как швейцарские часы, в нем ничего не происходит. Не происходит? Происходит! В Базель пришел Октябрь. Базель встречает Москву. Действа продлятся до декабря.

Артем ПРОХОРОВ

Базель – Москва

№10(70), 2012

№10(70), 2012