Новые ценности БРИКС как альтернативная модель глобального регулирования


Фактически сразу с момента своего создания БРИК начал восприниматься как альтернатива существующему миропорядку. Уже первые саммиты БРИК, начавшиеся с 2009 г., проходили на фоне глобального экономического кризиса, который поставил под сомнение эффективность и справедливость существующего экономического глобального регулирования. Общественные протесты против его механизмов и форм шли по-нарастающей. Получило второе дыхание, казалось бы, уже пошедшее на спад антиглобалистское движение. Дошло до того, что к реформе Вашингтонского консенсуса стал призывать и тогдашний директор-распорядитель МВФ Доминик Стросс-Кан. Результатом этого протеста и широкого социального недовольства стало движение “Occupy Wall Street”, летом и осенью 2011 г. получившее практически глобальный размах. Параллельно также по-нарастающей развивался и кризис еврозоны. Все это привело к тому, что уровень доверия к мировой финансовой системе и к финансово-экономической политике стран развитого мира стал критично низким.

В этих условиях поиска альтернатив мировому экономическому порядку и глобальному регулированию вполне естественно обратить внимание на БРИКС. Прежде всего, потому, что его страны не входят в «золотой миллиард» и представляют собой иной путь развития и экономического управления, который в ряде случаев показал свою эффективность в ходе кризиса. В первую очередь, это относится к Китаю, чья экономика и ВВП не только не пережили спада в период кризиса, но и продолжают ежегодно расти быстрыми темпами.

Помимо этого, некоторые из стран БРИКС заявляли о том, что они строят свою экономическую и социальную политику на вполне осознанной идеологической альтернативе доминирующим сейчас концептам. Эта альтернативная «золотому миллиарду» и Вашингтонскому консенсусу идеология ощутимо постулирована в том же Китае (в рамках выдвинутой Председателем КНР Ху Цзиньтао концепции «гармоничного соразвития»), но в первую очередь – в Бразилии. Именно бразильский президент Луис Инасиу Лула да Силва еще до создания БРИК четко ассоциировался с политикой альтернативного переустройства экономического миропорядка*1. Рабочий профсоюзный активист и многолетний лидер Партии трудящихся, он после нескольких неудачных попыток избраться президентом Бразилии победил на выборах в 2002 г., в период наибольшего размаха антиглобалистского движения в мире. И придя к власти, Лула предоставил Бразилию как площадку для проведения Всемирных социальных форумов антиглобалистов – своего рода «анти-Давоса». А свои международные инициативы он сочетал с социально ориентированной экономической политикой внутри страны – но при этом не снижая высоких темпов роста ВВП, что вдвойне трудно. Понятно, что нефтяные доходы Бразилии облегчали Луле эту задачу, но история знает достаточно примеров, когда нефтяная рента не приводила сама по себе ни к росту экономики, ни к социальному выравниванию.

Все это вместе сделало президента Лулу известным и популярным в глобальном общественном мнении еще задолго до БРИК. Фактически он стал одним из «знамен» или «культовых фигур» мирового антиглобалистского движения, а его идеология и экономическая стратегия были представлены антиглобалистами как реально действенная и эффективная альтернатива существующему миропорядку, основанному на принципах неолиберальных капитализма и глобализации. Тем самым Лула своими действиями показал возможность иного пути развития, и с его политикой, повторюсь, еще до БРИК, стали отождествляться идеи о «трех серебряных миллиардах» как альтернативе «золотому миллиарду». И это привело к восприятию того, что половина населения Земли, проживающая в «продвинутых» странах «третьего мира», имеет право быть достойно представленной в глобальном экономическом регулировании, и это гораздо более справедливо в моральном и ценностном плане, чем доминирование развитых стран. Тем самым ценности справедливости и базирующиеся на их основе идеи о справедливом перераспределении властных полномочий в глобальном регулировании, во многом благодаря Луле и бразильскому опыту, стали на повестку дня реальной мировой политики. А кризис 2008-2009 гг. лишь усилил их значимость.

Вот почему институционализация БРИК именно в этот период и участие Лулы да Силвы в его работе сделали вполне уместной постановку вопроса о том, что БРИК должен стать чем-то большим, чем просто дипломатическим инструментом согласования внешнеэкономических подходов четырех государств. В какой-то степени в мировом общественном мнении проявлялись ожидания того, что БРИК станет символом или локомотивом переустройства всего экономического миропорядка.

Этого пока не произошло. Коммюнике саммитов БРИКС посвящены в первую очередь текущим аспектам экономического кризиса и реагированию на них. Широкомасштабных и идеологически насыщенных программ со стороны БРИКС пока не появилось. С уходом в отставку после двух сроков президентства в январе 2011 г. Лулы да Силвы и других лидеров, имеющих сравнимую с ним репутацию глобального идеологического революционера, сейчас в составе БРИКС нет. Гражданская составляющая в работе БРИКС только-только зарождается. Не следует сбрасывать со счетов и достаточно сдержанную, если не сказать, злорадную реакцию на действия БРИКС со стороны западных политических лидеров и общественного мнения. Это объясняется как понятным нежеланием конкуренции, так и тем, что на Западе довольно многие воспринимают БРИКС через призму стереотипов о демократии и делают акцент на внутренней неоднородности по этому признаку изначальной четверки БРИК. В этой связи «демократическую» часть БРИК, связанную с Бразилией и Индией, предпочитают отделять от России и Китая. А появление в позднебушевских США концепций о «лиге автократий» лишь усугубило этот раскол в восприятии БРИК, и как результат, – его отторжение в целом, характерное не только для политического истеблишмента, но и для протестных гражданских структур «золотого миллиарда» – для того же “Occupy Wall Street”, например.

Но в то же время, несмотря на ограниченность первых результатов БРИК, уже ясно, что он прочно занял пустовавшую нишу в мировой политике и стал долговременным и значимым актором в глобальном регулировании. А после принятия в состав БРИКС Южно-Африканской Республики он и по формальным признакам приобрел глобальный характер, поскольку представляет и Евразию, и Африку, и Америку.

В этой связи весьма интересно проследить эволюцию идеологических постулатов БРИКС от саммита к саммиту с тем, чтобы зафиксировать появление и развитие новых общих ценностей, на которых скоординированно строят свою внешнюю политику его страны.

Первый саммит БРИК, как известно, состоялся в Екатеринбурге 16 июня 2009 г. На нем были приняты два совместных заявления: одно – общее, посвященное, в основном, проблемам глобального экономического кризиса, а другое – специальное, по глобальной продовольственной безопасности. Поскольку эти документы представляли собой первые политические декларации в истории БРИК, то в них нашли свое отражение общие принципы и подходы стран БРИК по самому широкому спектру ключевых проблем мировой политики и экономики. Поэтому тексты данных документов вполне правомерно рассматривать как базовую идеологическую позицию БРИК как нового актора на мировой арене. Эта позиция и служит основой для дальнейшей эволюции и формулирования ключевых ценностей и идеологических постулатов БРИКС.

В документах Екатеринбургского саммита были зафиксированы следующие общие принципы БРИК:

Во-первых, это принцип « сотрудничества, координации политики и политического диалога, касающихся международных экономических и финансовых вопросов»*2.

Во-вторых, «приверженность продвижению реформы международных финансовых институтов с тем, чтобы она отражала изменения в мировой экономике. Страны с переходной и развивающейся экономикой должны иметь больший голос и представительство в международных финансовых институтах»*3.

В-третьих, «реформированная финансово-экономическая архитектура должна основываться, в частности, на следующих принципах:

– демократичность и прозрачность принятия и выполнения решений в международных финансовых организациях;

– прочная правовая основа;

– совместимость деятельности эффективных национальных институтов регулирования и международных органов, устанавливающих стандарты;

– укрепление управления рисками и надзорной практики»*4.

В-четвертых, «важная роль, которую играют международная торговля и прямые иностранные инвестиции в восстановлении мировой экономики», сохранение «стабильности системы многосторонней торговли, сдерживание торгового протекционизма»*5.

В-пятых, в связи с тем, что «беднейшие страны больше всех пострадали от финансового кризиса, международное сообщество должно активизировать усилия по обеспечению ликвидных средств для этих стран. Международное сообщество также должно стремиться минимизировать воздействие кризиса на развитие и обеспечить достижение Целей развития тысячелетия»*6.

В этой связи, применительно к проблеме глобальной продовольственной безопасности, лидерами БРИК было отмечено, что «ограничение доступа на рынки и искажающие торговлю субсидии в развитых странах на протяжении последних тридцати лет препятствовали развитию потенциала по производству продовольствия в развивающихся странах. Кроме того, конъюнктура мирового рынка не создавала достаточных стимулов для расширения сельскохозяйственного производства в развивающихся и наименее развитых странах, которые превратились в основных импортеров продовольствия»*7. Для исправления этого была сформулирован принцип «обеспечения более широкого доступа к продовольствию на национальном и международном уровнях при помощи соответствующей политики и эффективной системы распределения, в особенности в отношении бедных и наиболее уязвимых слоев населения в развивающихся странах»*8.

В-шестых, это принцип того, что «реализация концепции устойчивого развития … должна стать основным направлением изменения парадигмы экономического развития»*9.

В-седьмых, готовность «к конструктивному диалогу по вопросам противодействия изменению климата с опорой на принципы общей, но дифференцированной ответственности с учетом необходимости сочетания мер по защите климата с шагами по решению задач социально-экономического развития»*10.

В-восьмых, позиция «в пользу более демократического и справедливого многополярного миропорядка, основанного на верховенстве международного права, равноправии, взаимном уважении, сотрудничестве, скоординированных действиях и коллективном принятии решений всеми государствами», а также «поддержка политико-дипломатических усилий по мирному решению споров в международных отношениях»*11.

В-девятых, «решительное осуждение терроризма во всех его формах и проявлениях и … что акты терроризма не могут иметь оправдания независимо от того, где бы и по каким причинам они ни совершались»*12.

В-десятых, «твердая приверженность многосторонней дипломатии при центральной роли ООН в борьбе с глобальными вызовами и угрозами. В этой связи … необходимость всеобъемлющего реформирования ООН с целью повышения ее эффективности с тем, чтобы она могла более результативно реагировать на современные глобальные вызовы»*13.

И, наконец, что касается принципов взаимодействия внутри БРИК, то было решено, что они станут основываться на развитии «последовательного, активного, прагматичного, открытого и транспарентного диалога и сотрудничества между нашими странами. Диалог и сотрудничество стран БРИК служат не только общим интересам стран с формирующимися рыночными экономиками и развивающихся стран, но и строительству гармоничного мира, в котором были бы обеспечены прочный мир и общее процветание»*14.

Второй саммит БРИК состоялся в г. Бразилиа 15 апреля 2010 г. На нем также было принято Совместное заявление. В своей концептуальной части во многом оно повторяло принципы, постулированные на предыдущем саммите. Но, тем не менее, в нем появился ряд новых важных аспектов.

Прежде всего, на Втором саммите впервые лидеры БРИК открыто обратились к проблематике глобального управления и необходимости реформ в этой сфере. Было отмечено, что «в мире происходят крупные и быстрые перемены, которые свидетельствуют о необходимости соответствующих преобразований в глобальном управлении во всех затрагиваемых сферах»*15.

В этой связи лидеры БРИК на Втором саммите заняли гораздо более радикальную и критичную позицию по вопросу реформы международных финансовых институтов, чем за год до этого. В Совместном заявлении указано, что «МВФ и Всемирному банку необходимо срочно решать проблему их недостаточной легитимности». Главная задача здесь – «существенное перераспределение голосов в пользу стран с формирующейся рыночной экономикой и развивающихся стран с тем, чтобы привести их участие в процессе принятия решений в соответствие со сравнительным весом этих стран в мировой экономике». Иначе международное сообщество «столкнется с угрозой того, что эти структуры устареют»*16.

Вообще, во многих пунктах Совместного заявления на Втором саммите подчеркивалась ключевая роль расширения прав развивающихся стран в мировой политической и экономической системе. Тем самым было дано новое и более емкое наполнение принципа справедливости, выдвинутого лидерами БРИК в 2009 г. В частности, были постулированы следующие подходы:

– «должны в полной мере уважаться модели и пути устойчивого развития, избранные развивающимися странами, и быть гарантировано создание необходимых условий для проведения развивающимися странами соответствующей политики»*17;

– «обеспечение инклюзивного процесса роста мировой экономики является не только вопросом солидарности, но и вопросом стратегического значения для поддержания глобальной политической и экономической стабильности»*18;

– «предоставление многосторонними банками развития более весомой, гибкой, оперативной и ориентированной на потребности получателей помощи развивающимся странам»*19;

– «разработка стратегии обеспечения доступа к продовольствию для уязвимых групп населения»*20;

– «переговоры [по климату] должны быть более открытыми, прозрачными и завершиться справедливыми и эффективными результатами»*21.

По вопросу климата также впервые было подчеркнуто, что «изменение климата является серьезной угрозой, требующей более энергичных действий на глобальном уровне»*22. Использование термина «угроза» вместо более привычных и мягких «вызов» или «глобальная проблема» применительно к изменению климата здесь весьма характерно.

В сфере международной безопасности получили дальнейшее развитие принципы многополярности и строгого соблюдения международного права. В частности, было указано, что «борьба с международным терроризмом должна осуществляться при надлежащем соблюдении Устава ООН, международных конвенций и протоколов, резолюций Генеральной Ассамблеи ООН и Совета Безопасности ООН, касающихся международного терроризма»*23.

Далее, новой темой, которая не была затронута на Первом саммите, стало сотрудничество между цивилизациями: «мы подтверждаем важность содействия диалогу цивилизаций, культур, религий и народов. В этой связи мы поддерживаем «Альянс цивилизаций» – инициативу ООН, направленную на развитие контактов, расширение знаний друг о друге и углубление взаимопонимания во всем мире»*24.

Наконец, дальнейшее концептуальное развитие на Втором саммите получили принципы взаимодействия внутри БРИК. Более четко, чем раньше, был постулирован «вопрос о региональных валютных договоренностях, … включая договоренность об использовании национальных валют в торговле между нашими странами»*25. В статье тогдашнего президента России Д.А. Медведева, опубликованной в преддверии Второго саммита, было подчеркнуто, что «сочетание сравнительных конкурентных преимуществ наших стран создаёт ситуацию взаимного выигрыша во множестве сфер, даёт нам уникальные стимулы к сотрудничеству»*26.

Третий саммит БРИКС прошел 14 апреля 2011 г. в г. Санья в Китае. Поэтому в Декларации по его итогам получили большее отражение, чем раньше, китайские внешнеполитические концепции, прежде всего идея гармоничного соразвития. В ее контексте в Декларации саммита указано, что « XXI век должен характеризоваться миром, гармонией, сотрудничеством и развитием на основе достижений науки»*27.

На Третьем саммите прошло расширение состава БРИК – принятие в его состав Южно-Африканской Республики. В этой связи, в Декларации саммита особое внимание было уделено общим принципам БРИКС относительно развития Африки. К их числу можно отнести следующие:

– «искоренение крайней нищеты и голода является этическим, социальным, политическим и экономическим императивом человечества и одной из важнейших глобальных задач, стоящих сегодня перед миром, особенно в наименее развитых странах Африки и других регионах»*28;

– «мы поддерживаем развитие инфраструктуры в Африке и ее индустриализацию в рамках Нового партнерства для развития Африки (НЕПАД)»*29;

– «чрезмерные колебания цен на сырьевые товары, в особенности на продовольствие и энергоносители, представляют собой новые риски для нынешнего процесса восстановления мировой экономики»*30.

Откликаясь на проходящий во время саммита конфликт в Ливии, лидеры БРИКС подчеркнули: «Мы разделяем принцип, согласно которому следует избегать применения силы. Мы считаем, что необходимо уважать независимость, суверенитет, единство и территориальную целостность каждого государства»*31.

Далее, интересно, что в Декларации Третьего саммита гораздо большее место, чем раньше, заняли вопросы взаимоотношений внутри БРИКС, а также места и роли БРИКС в современном мире.

Впервые в Декларации прозвучал ответ на критику БРИКС и на то, что эта структура якобы узурпирует право говорить от лица всех развивающихся стран. Лидеры БРИКС отметили: « Мы подтверждаем, что сотрудничество [внутри БРИКС] носит инклюзивный характер и не направлено против какой-либо третьей стороны. Мы открыты к наращиванию взаимодействия и сотрудничества с государствами, не входящими в БРИКС, в особенности со странами с формирующейся рыночной экономикой и развивающимися странами, а также соответствующими международными и региональными организациями»*32.

Также более открыто, чем раньше, было заявлено, что «страны БРИКС … играют важную роль … в содействии более прочному утверждению демократии в международных отношениях»*33. Более детально и недвусмысленно (может быть как ответ на дискуссии о будущей роли юаня) на этом саммите подчеркнули, что «мы поддерживаем реформу и совершенствование международной валютной системы, в которой широко представительная система международных резервных валют будет обеспечивать стабильность и предсказуемость. … Мы призываем уделять больше внимания рискам, связанным с массированными трансграничными перемещениями капитала, с которыми сегодня сталкиваются страны с формирующейся рыночной экономикой»*34. В целом же было отмечено, что «БРИКС стремится внести значительный вклад в развитие человечества и создание более равноправного и справедливого мира»*35.

По частным вопросам развития БРИКС новые моменты на Третьем саммите состояли в том, что, несмотря на общий фон ядерной аварии в Фукусиме, было подчеркнуто: «Атомная энергетика останется важным элементом в будущем энергетическом балансе стран БРИКС»*36. Также лидеры БРИКС заявили о своей приверженности «наращивать практическое сотрудничество в адаптации наших экономик и обществ к изменениям климата»*37.

Такова основная эволюция идеологических принципов БРИКС, которую можно проследить по итогам трех саммитов. Главное здесь – принцип более справедливого, более демократичного и более гармоничного миропорядка, а также принцип усиления роли и влияния развивающегося мира в глобальных делах. Лидеры БРИКС выразили свою приверженность стать локомотивом соответственно необходимых реформ мировой финансовой архитектуры и глобального управления. Тем самым, несмотря на то что некоторые слишком завышенные ожидания на «революционный» потенциал БРИКС в мировой политике пока не оправдались, формирующаяся идеология БРИКС и новые ценности, которые БРИКС предлагает, могут составить прочную и вполне привлекательную для других основу альтернативной модели мирового порядка. В этом вопросе политическая воля БРИКС может совпасть с ожиданиями общественного мнения большинства населения нашей планеты.

© Олег БАРАБАНОВ, д.полит.н., заведующий кафедрой политики ЕС
Европейского учебного института при МГИМО (У) МИД России,
профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ

 

*1 Об эволюции политических взглядов Лулы см. напр.: Окунева Л.С. Бразилия: особенности демократического проекта. М.: МГИМО-Университет. 2008. С. 563-771.

*2 Совместное заявление лидеров стран БРИК. 16 июня 2009 г. Екатеринбург. П. 1.

*3 Там же. П. 3.

*4 Там же. П. 4.

*5 Там же. П. 5.

*6 Там же. П. 6.

*7 Совместное заявление стран БРИК по глобальной продовольственной безопасности. 16 июня 2009 г. Екатеринбург.

*8 Там же.

*9 Совместное заявление лидеров стран БРИК. 16 июня 2009 г. Екатеринбург. П. 7.

*10 Там же. П. 9.

*11 Там же. П. 12.

*12 Там же. П. 13.

*13 Там же. П. 14.

*14 Там же. П. 15.

*15 Совместное заявление глав государств и правительств стран-участниц Второго саммита БРИК. 15 апреля 2010 г. г. Бразилиа. П. 1.

*16 Там же. П. 11.

*17 Там же. П. 15.

*18 Там же. П. 16.

*19 Там же. П. 9.

*20 Там же. П. 17.

*21 Там же. П. 22.

*22 Там же. П. 22.

*23 Там же. П. 23.

*24 Там же. П. 25.

*25 Там же. П. 12.

*26 Статья Дмитрия Медведева «Страны БРИК: общие цели – общие действия». 13 апреля 2010 г. // www.kremlin.ru

*27 Декларация, принятая по итогам саммита БРИКС. 14 апреля 2011 г. г. Санья. П. 4.

*28 Там же. П. 20.

*29 Там же. П. 25.

*30 Там же. П. 17.

*31 Там же. П. 9.

*32 Там же. П. 6.

*33 Там же. П. 5.

*34 Там же. П. 16.

*35 Там же. П. 3.

*36 Там же. П. 19.

*37 Там же. П. 22.

№7-8(68), 2012