Кому и почему мешает конституция


Это новая мода – преходящее явление – или устойчивая политическая тенденция? В ряде стран Восточной Европы получает распространение пренебрежительное отношение к конституции, принятой по всем правилам демократии.

Наступление на некоторые важные статьи основного закона ведёт премьер-министр Румынии Виктор Понта, с помощью декретов своего кабинета пытающийся создать условия для автократического правления. Опираясь на поддержку парламентского большинства, он стремится урезать полномочия Конституционного суда, счётных органов и омбудсменов. Дело зашло так далеко, что премьер предпринял попытку сместить президента Траяна Бэсэску, протолкнув проведение 29 июля референдума в Румынии (см. «Политические страсти в Бухаресте»). Антидемократическая активность главы румынского правительства вызывает тревогу Европейской Комиссии, которая опасается повторения венгерской ситуации, когда коллега и тёзка Понты – Виктор Орбан – значительно отошёл от основных принципов демократии, а также фактически создал класс приближённых к власти местных олигархов, которые вовсю пользуются выгодными государственными контрактами.

Разумеется, оба Виктора отвергают критику в свой адрес, заявляя, что они выражают волю народа, и ссылаясь на поддержку парламента в эти трудные времена. Между тем, венгерские и румынские оппозиционные силы критикуют не только собственные правительства, но и Брюссель – за слабое влияние на обоих восточноевропейских политиков.

Но что может поделать Европейская Комиссия? Продлить отлучение Румынии от Шенгенской зоны «за плохое управление»? Такой же упрек раздается и в адрес Болгарии; Финляндия и Нидерланды блокируют присоединение обеих стран к Шенгену. Этот вопрос вновь должен быть рассмотрен в сентябре.

Однако подобный шаг стал бы не таким уж суровым наказанием, если вспомнить, сколько румынских граждан уже переселились на постоянное или временное проживание в другие страны Европейского Союза. А Венгрию наказать ещё труднее: разве что задействовать одну из статей Лиссабонского договора, позволяющую временно лишать ту или иную страну ЕС права голосовать по общеевропейским вопросам. Однако Брюссель явно не хочет создавать подобный взрывоопасный прецедент, да ещё в разгар финансового кризиса в еврозоне. Власти ЕС склонны лишь пригрозить этим странам «красной карточкой»…

Александр СОКОЛОВ