Главная > Финансы & банки > Валюта > Вклады бегут, куда глаза глядят…

Вклады бегут, куда глаза глядят…

image_pdfimage_print

На жаргоне банкиров это называется sudden stop – резкая остановка. Термин используют, когда неожиданно прекращается приток денег в экономическую систему. Если сравнить это с тем, что может происходить в человеческом организме, то, пожалуй, ближе всего инфаркт: кровь не поступает к жизненно важным органам.

В европейской банковской системе это началось примерно 4 года назад, даже до того дня, когда люди проснулись, а на дворе уже бушевал финансовый кризис, которого никто не ждал. С этого момента компании стран зоны евро начали потихоньку выводить свои средства из банков других стран зоны евро. Фонды, банковские счета и прочие финансовые инструменты стали возвращать на родину – происходил своего рода возврат капиталов под национальные флаги.

Не надо полагать, что процесс охватил только проблемные страны, которые также называют периферийными. Явление затронуло и Германию, и Францию, просто из-за большего масштаба их экономик получилось, что туда в конечном итоге больше притекало, чем утекало. А, например, Испания и Италия, которые в данный момент в большей мере нуждаются в иностранных деньгах для финансирования своего долга, оказались в весьма деликатном положении. Нарастание нехватки ликвидности замедляет платежи, душит работающие предприятия, разрушает рабочие места. Банковская инфраструктура зоны евро, державшая во многом всю конструкцию единой валюты, начала стягиваться, как шагреневая кожа.

Первые признаки возвращения капиталов на родину были отмечены в начале 2008 года. Риски банков в будущих проблемных странах еврозоны настолько возросли, что потихоньку все стали возвращать деньги отовсюду. На конец 2011 года, например, французские банки свернули инвестиции из Италии на 37%, германские банки – на 50%. Только из Италии и Испании лишь французы и немцы за 3 года вывели домой около 600 миллиардов долларов. Параллельно для этих стран возрастала стоимость заимствования.

Однако и итальянские банки вели себя аналогичным образом. С 2008 по 2011 год они урезали инвестиции в Германии на 46%, или на 200 миллиардов долларов в абсолютных цифрах.

Почему происходило именно так? С одной стороны, национальные банковские регуляторы подталкивали свои банки именно к такому поведению. С другой – предприятия и банки стали сомневаться в том, что евро устоит. Если единая европейская валюта вдруг рухнет, то лучше иметь активы и убытки в национальной юрисдикции, чтобы не рисковать дополнительными потерями на обменном курсе. Лучше не иметь долгов в денежной единице, которая дорожает, а поступления в денежной единице, которая обесценивается.

Одновременно происходит и другой процесс, уже на уровне частных лиц. В условиях финансовой неуверенности многие из них, особенно в проблемных странах, закрывают свои счета в национальных банках и переводят сбережения в банки других стран, положение которых представляется более надежным. Иными словами, из Греции или Испании, Ирландии или Кипра деньги частных лиц оседают в Люксембурге или Германии, во Франции или Нидерландах. С марта 2011 по март 2012 года из Греции утекли 16% банковских депозитов, за 2009 год – 30% и так далее. Непосредственно перед повторными парламентскими выборами 17 июня 2012 года, результат которых был неясен, по некоторым данным, ежедневно с греческих банковских счетов снимали от 500 до 800 миллионов евро в сутки! Со своей стороны, французский банк «Креди агриколь», которому принадлежал 6-й по масштабу банк Греции – «Эмпорики», перед голосованием перевел на себя несколько его дочерних банков в ряде балканских стран и подготовился к тому, чтобы обанкротить его самого в случае неблагоприятного развития событий в Афинах. В Испании, Италии и других странах до таких масштабов дело пока не доходит, но деньги со счетов снимают. Масштабы поменьше, но процесс не прекращается все эти годы.

Таким образом, возврат капиталов на родину и их утечка вызваны страхом перед возможностью исчезновения евро, но эти процессы как раз и делают более вероятным такой результат, усиливая неуверенность и панические настроения. «Многие итальянцы, немцы, французы, испанцы ведут себя так, будто боятся конца евро, – предупреждает миланская газета «Коррьере делла сера». – Они хотят подготовиться к завершению валютного союза. Но именно эти их действия делают такое развитие событий более вероятным».

Светлана ФИРСОВА

№6(67), 2012

№6(67), 2012