Главная > Тенденции & прогнозы > Комментарий > Поможет ли Европа переизбранию Обамы?

Поможет ли Европа переизбранию Обамы?

image_pdfimage_print

Рейтинг президента США зависит от внешних кризисов

Если вчитаться в размышления Даны Милбэнк, которая в 1990-е годы работала корреспондентом «Уолл-стрит джорнэл» в Европе, то получается, что Старый Свет, где «Германия и Франция ссорятся, остальные страны принимают ту или иную стороны, а Британия спит», способен предопределить расклад сил на президентских выборах США. Почему?

Недавно мисс Милбэнк вновь посетила знакомые места, замерила температуру страстей, оценила масштаб кризисных явлений и вывела неожиданное для многих умозаключение: судьба переизбрания Барака Обамы на пост президента США в первый вторник после первого понедельника ноября високосного года – под угрозой. И угроза эта исходит от нескончаемой череды плохих новостей об экономическом самочувствии единой Европы, важнейшего торгового контрагента Америки.

Большая часть стран континента, констатирует Дана Милбэнк, находится в тисках рецессии. Промышленность и сфера услуг демонстрируют отрицательный рост. Безработица, в среднем, подобралась к опасному рубежу в 11%. Финансово-банковскую систему лихорадит, даже доселе стабильные германские банки зашатались, им снизили кредитные рейтинги.

Оказавшись в Британии в разгар чествований 60-го юбилея правления Елизаветы Второй, Дана Милбэнк обратила внимание на то, как свинцовые мерзости кризиса выступают пятнами даже на такой благостной праздничной картине. Лондонская «Таймс» в номере за 6 июня посвятила 14 страниц детальнейшему описанию того, как проходили торжества в честь всенародно любимого монарха, но на 15 странице поместила два сообщения под говорящими заголовками: «Германия должна принять меры для спасения мировой экономики, предупреждают министры финансов» и «Премьер-министр Испании взмолился о финансовой помощи».

Вроде бы волны кризиса, несущиеся с континентальной Европы, пока разбиваются о белые скалы Дувра, и Британия еще не оказалась в таком же мутном водовороте, как Греция или Ирландия. Однако, как отмечает американская журналистка, промышленное производство падает, рост ВВП зафиксировался в районе нулевой отметки, третий год подряд сокращаются реальные доходы граждан. Только что просочилась информации, что британские банки втайне подсчитали убытки: не менее 62 миллиардов долларов.

Что это означает для США? Ничего хорошего. Британия – шестой, а Германия – пятый по объему торговый партнер. Сокращение покупательной способности привело к тому, что у американских компаний падает экспорт в Европу, а значит, уменьшаются доходы. Неурядицы в Европе пагубно сказываются на товарно-сырьевых биржах и на рынке акций в США – котировки валятся вниз. И когда германский журнал «Шпигель» объявляет, что Европа «еще больше приблизилась к краю пропасти», это аукается через Атлантику, где инвесторы теряют вкус к даже мало-мальски рискованным операциям и начинают придерживать свободные капиталы.

Как следствие, на фоне плохих новостей из Европы выход из кризиса в Америке замедляется. А если в Европе начнется по-настоящему обвал банков и затем резкое падение ВВП, то для Америки снова наступит, как минимум, рецессия, выстраивает свою логику Дана Милбэнк. А поскольку Барак Обама может быть переизбран только в том случае, если американцы поверят или почувствуют улучшение социально-экономической ситуации в стране, то можно сказать, что Европа и Евросоюз держат у себя в руках ключ от дальнейшей судьбы нынешнего президента США.

К сожалению, завершает свои заметки на страницах «Вашингтон пост» Д. Милбэнк, не похоже, что к ноябрю все экономические беды ЕС окажутся позади, а значит, у Барака Обамы остаются все шансы покинуть Белый дом.

Насколько выверены кассандровы пророчества американской журналистки? Да, действительно, принимаемое за само собой разумеющееся тихое злорадство по поводу злоключений еврозоны и конвульсий в Европе 27 государств, которое якобы испытывают американские деловые и политические круги, – вещь весьма относительная, и вот почему.

С одной стороны, один из опорных столбов свободного рынка – это безжалостная и бескомпромиссная конкуренция по негласной заповеди «падающего – толкни». С другой, глобализация сделала свое дело, и прежняя логическая взаимосвязь, мол, если где-то у кого-то убавится, то где-то у кого-то обязательно прибавится, во многих случаях не действует. Потери в кризисной круговерти в одной отдельно взятой части Света несут все субъекты все более взаимозависимого мира, хотя и в неравной мере. Классический пример – евро-атлантический торгово-экономический диалог.

Все так, но не следует забывать: мы живем в эпоху биполярного мира, в котором возник основанный на трезвом долгосрочном расчете симбиоз экономик США и Китая. Признаем, перевод американскими компаниями своих производственных мощностей в страну, где низкие издержки за счет мизерной стоимости рабочей силы и регулируемых государством тарифов на энергию, в страну, которая готова покупать американские депозитарные расписки и хранить в долларах свои валютные резервы, – большой успех.

Но именно поэтому для США важно, чтобы не зашаталась именно китайская экономика, чтобы в Пекине не отказались от АДР и доллара в качестве средства накопления, чтобы поддерживался устойчивый рост ВВП. В противном случае вся схема начнет искрить и трещать.

В этой сложившейся схеме международного распределения труда Европа, несомненно, играет огромную роль. Но Европа для США – не второй Китай. Вот если на экспортном потенциале Китая начнут сказываться сокращения заказов из Европы, если начнет существенно обесцениваться евро (часть ЗВР китайцы все же держат и в евро), то тогда начнется цепная реакция. Отсидеться за Атлантическим и Тихим океанами в случае синхронного кризиса и в Европе, и в Китае американцам, естественно, не удастся.

Владимир МИХЕЕВ

№6(67), 2012

№6(67), 2012