Умберто Эко: язык и культура – главные объединители Италии


Одна из древнейших стран и одновременно одно из самых молодых государств Европы – Италия – весьма скромно отметила свое 150-летие. Годовщина прошла почти незаметно – не было ни парадов, ни торжественных собраний, не появилось дополнительных флагов на улицах городов. Даже национальный герой-объединитель Джузеппе Гарибальди, монументы которому можно встретить едва ли не в каждом посёлке, упоминался в эти дни ненамного чаще, чем обычно. Почему?

Этот вопрос французская газета «Монд» задала одному из самых знаменитых итальянцев и, пожалуй, наиболее эрудированному из всех живущих ныне европейцев, учёному и писателю Умберто Эко. Вот что, в частности, ответил мудрец.

По его мнению, полтора века спустя после создания единого государства Италия во многом остаётся разрозненной, особенно её северная и южная части. Страна сохраняет большие различия, причем не только природные и экономические, но и культурные, от области к области и даже от провинции к провинции. В этих условиях, по мнению У.Эко, «главную объединяющую роль играет итальянский язык, который, в отличие от французского, испанского или английского, мало изменился за последнее тысячелетие; правда, близкий к современному вариант использовался в прошлом лишь немногочисленной просвещённой элитой».

В доказательство он приводит такой пример. Если сегодня француз попытается прочесть книги Рабле в оригинале, он столкнётся с огромными трудностями в понимании текста. Так же тяжело будет современному англичанину, читающему Чосера. А вот итальянский водитель такси прекрасно поймёт «Божественную комедию» Данте, написанную в эпоху Возрождения. «Итальянский язык сделал итальянцев итальянцами», – убежден У.Эко.

Важную объединительную роль, считает он, сыграли также деятели культуры и искусства. Произведения великих художников и зодчих, живших и творивших в обособленных княжествах будущей Италии в ту же эпоху Возрождения, удивительно схожи по стилю и по духу. Кстати, еще Данте призывал к созданию единой страны, а чуть позднее – Петрарка. В начале XIX века за это же ратовал поэт Джакомо Леопарди…

Дальнейшему распространению языка элиты на весь Апеннинский полуостров и Сицилию, вытеснению им местных диалектов, по словам У.Эко, способствовали несколько факторов: обучение в школах, обязательная военная служба и участие около 5 миллионов жителей из разных уголков страны в Первой мировой войне. Позднее, в 50-е годы прошлого века, происходила массовая иммиграция безработных жителей Юга страны на Север. И, наконец, очень важный вклад внесло распространение телевидения, несмотря на все его огромные недостатки, считает он.

№4(54), 2011