По рецептам Хичкока


Иногда провидческая сила искусства проявляется так, что остается только пожалеть: уж лучше бы все так и осталось мрачной фантазией творца. В классическом фильме ужасов Альфреда Хичкока, снятом в 1963 году, птицы ведут настоящую войну против человека, повсюду нападая на него, и даже проникая в жилище – через окна, через каминные трубы и просто через стены.

До таких страстей в Берлине и Франкфурте дело пока не дошло. Но тот, кому придет в голову прогуляться по тихой улице, обсаженной деревьями, должен иметь в виду: он может подвергнуться атакам агрессивных птиц – ворон. Одна за другой они пикируют на осмелившихся нарушить их покой людей и удары мощных клювов могут нанести вполне ощутимый урон.

За что? Чем им не угодили прохожие? Ответ знает Франц Байрляйн, директор вильгельмсхафенского Института исследования птиц. Он уже не первый год наблюдает за тем, как пронырливые вороны все плотнее заселяют большие города Германии. За минувшие два десятилетия их стало в два с лишним раза больше. В мегаполисах эти сметливые летуны и летуньи чувствуют себя донельзя комфортно. Еды им хватает с избытком – в каждом мусорном контейнере. В подходящих деревьях тоже недостатка нет.

Откуда же тогда такая агрессия? Орнитолог убежденно говорит, что причин может быть две – птица или охраняет корм, на который, как ей кажется, покусился человек, или защищает свое потомство. Иных объяснений для такой атаки он не видит. И дело здесь не в том, что именно вороны ведут себя столь злобно. Если вы попытаетесь отнять корм у чайки, она тоже придет в такое бешенство, что мало не покажется.

Вот пример, говорит Ф.Байрляйн: туристы подбрасывают в воздух кусочки булочки с рыбой и радуются тому, как чайка ловко подхватывает их на лету. И они же начинают злиться, когда птица с лёту выхватывает у них остаток еды из рук. Но стоит ли удивляться: ведь она уже сочла это своей законной добычей. Каким образом она должна быть осведомлена о подлинных намерениях этих странных бескрылых двуногих существ?

А что касается второй причины, то она срабатывает только с марта по июнь, пока вороны заботятся о беспомощном потомстве. Стоит только птицам решить, что какой-нибудь бегун трусцой или праздношатающийся подобрался к птенцам слишком близко, как она бросится в атаку. И тут её клюв может, и в самом деле, оказаться опасным. Причем, орнитолог уверяет, что никаких дурных намерений у птицы нет. Она просто обозначает границу, за которую нельзя переходить: в животном мире дело обычное, само собой разумеющееся. «Здесь живу я», – и ничего больше.

При добыче пищи вороны проявляют завидную изобретательность. Про японских ворон, например, рассказывают, что они специально кидают на уличную «зебру» орехи, чтобы их раскололи машины. И собирают «урожай» тогда, когда по ней идут пешеходы, а авто останавливаются. А в Британии описан случай, когда ворона, чтобы выудить из бака приглянувшееся ей ведерко с кормом, согнула из проволоки крючок и подцепила добычу.

К тому же вороны прекрасно узнают людей – как по лицу, так и по одежде. А охотника заметят издалека и близко к себе никогда не подпустят: знают, что добра от него ждать не приходится. Такая птичья сообразительность работает против любителей спорта. Одеты они все примерно одинаково и, если кто-то из них однажды подошел слишком близко, то птица прочно увязала его спортивное облачение с сигналом опасности, и каждый оказавшийся вблизи джоггер будет атакован без предупреждения.

Но вороны могут наносить и серьезный ущерб. К примеру, стеклянная крыша берлинского Главного вокзала, открытого всего 5 лет назад, уже пострадала от вороньего племени. Злодейки во многих местах выклевали уплотнитель, видать решили, что он им в гнездах пригодится, а крыша теперь протекает в самых неожиданных местах. Орнитологи из берлинского Союза защитников природы подтверждают: да, это наши подопечные. Ворон охраняет неумолимый закон, вот они и распоясались.

Несколько лет назад похожая история случилась с берлинским Олимпийским стадионом. На его козырьках птицы продолбили и покорежили кровельное железо и силиконовую подложку. Да так, что пришлось заменить кровлю на такой материал, который оказался пернатым разбойницам не по силам. Пострадал от них и Ганноверский стадион: там птицы регулярно уродовали кровлю, ища живущих под ней насекомых.

Сергей ПЛЯСУНОВ

№5(66), 2012