Паства англиканской церкви тает на глазах


Священник Англиканской церкви Иан Гривс из городка Дарлингтон рассчитывает на то, что его заново рукоположат в сан, и он станет духовно окормлять страждущих уже в новом качестве – пастыря Римско-католической церкви. Вместе с ним перейдут в соседнюю христианскую веру 58 его прихожан. Переберется под омофор церкви Святого Петра и известный на всю округу церковный хор.

Отныне новобращенные станут собираться под сводами католического собора Святой Анны, что в полутора километрах от их прежней обители – храма Святого Якова, а 55-летний отец Иэн, священник со стажем в 23 года, будет совершать там литургические богослужения.

И это далеко не единичный случай, когда истончаются ряды англикан, пишет английская «Дейли телеграф». В это же время более 200 простых граждан и 20 священников также переметнутся к католикам. Такая возможность появилась в прошлом году после того, как ватиканская Конгрегация вероучения опубликовала заявление об основании ординариата (по сути, епархии) для перешедших в католицизм англикан Англии и Уэльса. В январе 2011 года три бывших англиканских епископа вошли в состав католического клира. После этого знакового события число перебежчиков существенно увеличилось.

В Дарлингтоне массовый исход англикан во многом связан с авторитетом отца Иэна, увлекшего за собой своих чад. Никола Ривс, 36-лентий парень, певчий их хора, которому он отдал десять лет жизни, рассуждает так: «Говорят, что мы ушли под влиянием нашего Отца (Иэна Гривса). Это не совсем верно, но даже если правда, то что в этом плохого? Священник это учитель и поводырь в нашей жизни». Ривс уверен, что поступил правильно. Не все с ним солидарны. Так, 80-летний Питер Уэй обижен тем, что все произошло под покровом тайны. Он и многие другие прихожане узнали о случившемся из… местных газет. Теперь в городке – раскол.

Что породило перебежчиков? Главным раздражителем стала реформа внутрицерковной жизни, особенно решение рукополагать в сан женщин. Традиционалисты не смогли с этим смириться. Сначала в качестве компромисса еще в 1990-е годы появился такой феномен как «летающие епископы» – командировали князей церкви в те епархии, где эту идею встретили в штыки. Сейчас рассматривается вариант «изъятия» этих епархий из-под действия общих правил. Окончательный приговор ожидается в июле.

Однако не все англикане верят в возможность примирить реформаторов и традиционалистов. Проблема залегает куда глубже, считает тот же отец Иэн, который осуждает дань, которую Англиканская церковь платит, по его убеждению, «политкорректности и либеральным воззрениям».

Брожением умов воспользовался Ватикан. Папа Римский Бенедикт XVI благословил создание ординариата. Важная деталь – от новообращенных англикан не требуется оказываться от своих традиций.

Стоит вчитаться в то, как сформулирован один из пунктов апостольской конституции Anglicanorum Coetibus: «Не исключая литургических богослужений по Римскому обряду, Ординариат имеет право совершать Евхаристию и другие Таинства, Литургию часов и иные литургические действия согласно богослужебным книгам, принадлежащим англиканской традиции и одобренным Святым Престолом, с тем, чтобы сохранить внутри Католической Церкви духовные, литургические и пастырские традиции англиканской общины, как драгоценный дар, питающий веру ее членов и как богатство, которым следует делиться».

Таким образом, католики умело переманивают на свою сторону тех, кто не приемлет многие реформаторские тенденции, охватившие Англиканскую церковь, и на фоне стремительных перемен, к которым многие психологически не готовы, выступают в роли охранителей прежнего уклада мысли и жизни, ассоциируемого с надежностью и предсказуемостью.

Владимир МИХЕЕВ

№5(66), 2012