Главная > Открываем старый свет > Век учись > В одиночестве перед полным классом

В одиночестве перед полным классом

image_pdfimage_print

Для начала давайте познакомимся с результатами опроса населения, проведенного Алленсбахским институтом демоскопии среди германского учительства всех возрастов и специализаций. Называется это исследование донельзя оптимистично: «Учитель во времена паники в образовании». Ну и один из главных выводов тоже настраивает на позитивный лад: большинство педагогов жалуются на то, что, несмотря на профильное образование, к своей работе были подготовлены недостаточно.

Из тех, кто проработал в школе меньше 5 лет, хорошо подготовленными чувствуют себя только 32%, а из тех, чей педагогический стаж доходит до 19 лет – и вовсе только 26%. Педагогам, сумевшим пройти за это время полный двухлетний курс переподготовки, многие коллеги завидуют: в целом ряде земель это срок сокращен до 18, а то и до 12 месяцев. Вот поэтому-то председатель Германского союза филологов Хайнц-Петер Майдингер считает: «Сокращенный срок переподготовки вносит большой вклад в создание ощущения недостаточной готовности к выполнению профессиональных обязанностей».

Более того, германские учителя все время испытывают психологическое давление не только из-за того, что чувствуют свои недостатки, но и из-за сильно обострившихся проблем с поддержанием дисциплины. «Раньше пятиклассники были просто восхитительны, а сейчас я часто чувствую, что готова на что угодно, лишь бы не работать с ними». (По-немецки это признание звучит еще красочнее: лучше уж стеречь мешок с блохами!). Дело заходит настолько далеко, что ученики могут подряд задать несколько совершенно одинаковых вопросов, но не со зла, а потому, что реагируют только на объяснения, предназначенные им лично, не слушая всего остального, что происходит во время урока. Учителя рассказывают друг другу истории о том, как ученик не может ответить на вопросы по домашнему заданию, поскольку «непосредственно ему», как он уверяет, «эту тему никто не объяснял».

Согласно результатам исследования, 49% всех учителей находят, что сейчас выстраивать отношения с учениками гораздо труднее, чем 5–10 лет назад. Только 22% придерживаются мнения, что все осталось как прежде; 35% педагогов считают, что у школьников слишком мала мотивация к обучению, а 44% уверены: слаба дисциплина. По мнению 60% опрошенных, увеличивается расхождение в способностях детей из различных социальных слоев. Сильней всего это сказывается в школе второй ступени.

Один из самых печальных результатов опроса: привлекательность учительской профессии сильно снизилась, поскольку сейчас им приходится делать многое из того, что раньше было обязанностью родителей. Да и находить контакт с этими родителями учителям всё тяжелее, пожалуй, с учениками и то легче. Общение в паре «учитель-родитель» пронизано взаимным недоверием.

И здесь мы переходим к тому, что показал опрос, проведенный среди родителей. Итак, 53% опрошенных разделяют мнение о том, что учителя недорабатывают. Поэтому многие родители не прочь были бы ввести для них постоянные проверки качества работы. А 54% и вовсе полагают, что школьники должны регулярно оценивать работу учителя, и это должно учитываться при оплате его труда. (Занятно, но то, что это – инфантильная дикость, видимо, даже не приходит в голову взрослым, казалось бы, людям).

Однако, вернемся к учителям. Чем дольше продолжается их профессиональная карьера, тем пессимистичнее становится настрой и главное – самовосприятие. Но, на самом деле, общество относится к представителям этого нелегкого ремесла с немалым уважением. На первое место в этом отношении их ставит 38% опрошенных родителей. Учителей обгоняют только полицейские, медсестры и врачи.

Что еще беспокоит нынешних германских учителей? Чрезмерная наполненность классов и укомплектованные «впритык» педагогические коллективы. Из-за этого учителям приходится постоянно перерабатывать, заменяя заболевших. Кстати, это одна из немногих общих точек между педагогами и родителями: последние тоже считают, что классы переполнены. Если в начальной школе все еще не трагично – 49% учителей страдают от избытка учеников – то на гимназическом уровне таких набирается уже 75%. Особенно туго приходится учителям математики и естественных наук. Для решения проблемы Хайнц-Петер Майдингер предлагает создать в каждом учительском коллективе резерв – скажем, 3 дополнительных педагога на 60 человек – с помощью которого можно было бы подменять временно выбывших из строя.

Однако земельные власти, которые оплачивают образование из своей казны, об этом и знать не желают: дорого! Нет средств на лишние расходы. В крайнем случае, они готовы на то, чтобы создавать своего рода мобильный резерв: перебрасывать подменяющих учителей из школы в школу, по мере необходимости. Думается, что на таких условиях работать на подмене найдется немного желающих.

Надо сказать, что вину за нехватку учителей зачастую можно возложить на те же земельные власти. К примеру, в Саксонии учителей не готовят, и есть ли у них после этого право жаловаться на недостаток кадров? В Берлине вновь приходящих учителей лишили возможности получить статус государственных служащих и, соответственно, связанных с ним привилегий. Так мудрено ли, что приток молодых в школу заметно обмелел? Ведь, по данным социологов, именно гарантированное статусом государственного служащего постоянное рабочее место являлось для 40% учителей решающим фактором в выборе будущей профессии. А 66% считает, что сохранение такого статуса для учителя очень важно. Заметим, что предыдущие поколения учителей не уделяли этому такого внимания, как нынешнее. Видимо сейчас сказалось то, что многие годы подряд ситуация на рынке труда в Германии, мягко говоря, далека от идеала.

Но власти охотнее прислушиваются к тем «экспертам», которые на основании им одним понятных рассуждений приходят к выводу: статус обычного служащего дает учителям больше гарантий. А то, что их чистая зарплата в результате уменьшится примерно на 500 евро? Ах, ну нельзя же все измерять деньгами, какие же вы, право!

Андрей ГОРЮХИН

№4(65), 2012

№4(65), 2012