Главная > Дневник событий > Политика > Крайне правые привели к правительственному кризису в Нидерландах

Крайне правые привели к правительственному кризису в Нидерландах

image_pdfimage_print

Премьер-министр Нидерландов Марк Рютте вручил королеве Беатрикс прошение об отставке возглавляемого им коалиционного правительства. В стране 12 сентября состоятся досрочные парламентские выборы.

Причиной такого развития событий стал отказ от парламентской поддержки кабинета со стороны крайне правой Партии свободы, которую возглавляет Герт Вилдерс. Именно его депутаты обеспечивали правительству 76 голосов из 150, поскольку без националистов оно не могло опираться на большинство, позволяющее управлять страной. Этот механизм действовал почти два года, но теперь разладился.

Разлад был вызван тем, что правительству и ПС не удалось договориться о путях обеспечения дополнительной экономии государственных расходов. Ранее была согласована программа сокращения таких расходов на 18 миллиардов евро, однако этого оказалось недостаточно, чтобы удержать бюджетный дефицит ниже 3% ВВП. Именно этот показатель необходим для соответствия Маастрихтским критериям, лежащим в основе единой европейской валюты – евро. Нынешний бюджетный дефицит составляет 4,7% ВВП, поэтому кабинету пришлось искать пути сокращения расходов еще на 16 миллиардов евро.

Сейчас показатель бюджетного дефицита у многих стран еврозоны хуже пресловутых 3% ВВП, но, во-первых, Брюссель требует от участников единой валюты проведения жестких мер экономии, чтобы восстановить необходимый показатель, а, во-вторых, Нидерланды всегда были образцовым учеником в школе ЕС и даже кичились этим. Кстати, дело не только в амбициях: сохранение этого статуса связано с возможностью удержать наивысший кредитный рейтинг страны.

Переговоры велись в резиденции премьер-министра 7 недель в условиях секретности. Об их содержании практически ничего не было известно. Действуя в голландских политических традициях, М.Рютте и его министры пытались найти компромиссное решение, для которого каждый участник торга должен был что-то уступить и пойти навстречу партнерам. До последнего казалось, что успех близок. Однако Г.Вилдерс выдвигал все новые условия, среди последних было требование провести референдум о том, оставаться ли Нидерландам в зоне евро или вернуться к национальной валюте – гульдену. В конечном итоге компромисс так и не был найден. Представители партий правительственной коалиции обвиняют лидера ПС в отсутствии политической воли и в том, что он, якобы, взял в заложники население всей страны. Сам Г.Вилдерс назвал требования Европейской Комиссии к странам зоны евро «глупостью». Подчинение им, по его словам, «обернется только ростом безработицы, и я не могу объяснить моим избирателям, почему пенсионеры должны страдать оттого, что их пенсии теряют покупательную способность».

Политологи объясняют упрямство ПС тем, что она теряет популярность среди избирателей. Поэтому, по мнению ее руководителей, только подобного рода политическая встряска способна восстановить ее позиции. При этом у нынешней правительственной коалиции либералов и христианских демократов нет альтернативного партнера для сохранения власти. В стране растет поддержка оппозиционных социалистов, и победителями на досрочных выборах могут оказаться именно они. К тому же они тоже не гнушаются риторикой, направленной против нынешней политики ЕС.

Результатом такой политической неразберихи может стать неопределенность в экономическом положении этой до сих пор благополучной страны. Но если уж даже в ортодоксальных с точки зрения финансовой идеологии Нидерландах начинается такое брожение умов, то, возможно, не все предлагаемые Брюсселем (и Берлином) рецепты так уж бесспорны, единственно возможны и правильны?

Валерий ВАСИЛЬЕВСКИЙ

№4(65), 2012

№4(65), 2012