Юбилей под сурдинку

image_pdfimage_print

Можно понять, почему не было никаких торжеств по случаю 20-летия Маастрихтского договора. Дело не только в том, что европейцы, в отличие от жителей России, не испытывают пиетета перед круглыми датами, днями рождения и другими поводами для торжества.

Просто момент не тот, чтобы вновь напоминать трудящимся (равно как и оставшимся без работы) европейским массам про документ, который лежит в основе сегодняшней конфигурации Европейского Союза.

Напомню, что 7 февраля 1992 года в небольшом голландском городе Маастрихте был подписан договор, который учреждал Европейский валютный союз, призванный постепенно эволюционировать в объединение денежных единиц стран-участниц. Иными словами, тогда и были согласованы те нормы, которые легли в основу нынешнего евро.

Сейчас, когда единая денежная единица лежит в кошельках и на банковских счетах жителей 17 из 27 стран ЕС и когда евро всем миром спасают от финансовых спекулянтов, так легко высокомерно отнестись к отцам-основателям единой валюты, давшим ей старт два десятилетия назад. Но можно ли считать тогдашних лидеров Союза наивными мечтателями и забыть про юбилей?

Заглянем в документ, который отражал ход размышлений тех лидеров. Он подписан Жаком Делором, выдающимся французским политиком, возглавлявшим в то время Европейскую Комиссию. Текст датирован 12 апреля 1989 года. В нем говорится, что цель создания единой валюты в ЕС – обеспечение более высоких темпов роста через экономическую интеграцию. Но для успеха необходимо выполнение ряда условий, среди которых – мобильность рабочей силы, гибкость заработных плат, а также «интенсивная и эффективная политическая координация». Авторы особо предупреждали против увлечения ростом государственной задолженности. Ну, и так далее…

В процессе практического выполнения предначертаний отцов-основателей евро политики по всей Европе, как мы уже знаем, наломали много дров и советам Ж.Делора не вняли. Теперь ценой неимоверных усилий и разорением целых стран (Греция уже пала жертвой) пытаются с запозданием выполнить все пункты давно известной программы.

Наряду с этими усилиями нынешнего поколения правителей в странах ЕС очевидно нарастание антиевропейских настроений. Если отбросить маргиналов, популярность которых, впрочем, возросла, водораздел пролегает вокруг очевидной темы. Одни полагают необходимым продолжение жесткой экономии и принуждение бюджетно и финансово недисциплинированных стран к закручиванию гаек, невзирая на плату за такой курс. «Я часто слышу, что в трудные времена не надо прибегать к жестким мерам, – считает голландский премьер-министр Марк Рютте. – Я не разделяю такого взгляда. Государственные финансы должны быть ужаты, поскольку это внушит доверие рынкам, инвесторам, а ваши граждане начнут тратить деньги разумно. Поэтому мы хотим, чтобы все государственные бюджеты (в зоне евро. – Авт.) были приведены в порядок».

На противоположном фланге говорят, что предлагаемая жесткая экономия убивает хрупкие побеги экономического роста, а это в свою очередь еще больше затрудняет выведение стран из кризиса, нормализацию их бюджетов и финансов. «Сейчас слишком настаивают на финансовых строгостях и программах сокращения расходов», – признал недавно председатель Европейского Парламента Мартин Шульц, посещая многострадальные Афины.

В таких условиях стало просто сваливать все беды на Брюссель и его жесткие требования. Забавно в этом плане проследить за предвыборной президентской кампанией во Франции. Оба главных претендента на победу – нынешний глава государства Н.Саркози и лидер социалистов Ф.Олланд – валят все беды на решения европейских инстанций. Именно они виновны в снижении доходов, свертывании социальной защиты и так далее. Кандидат левых вовсе грозит пересмотреть недавние договоренности, выработанные главами государств и правительств стран ЕС для финансовой стабилизации еврозоны. Как он будет выходить из положения, если будет избран президентом в начале мая… Его соперник тоже оправдывается: мол, это не я проводил болезненные и непопулярные меры, это меня Брюссель заставлял. На фоне этого пригрозил пересмотром соглашений о свободе перемещения внутри Шенгенской зоны. В рамках борьбы с нелегальной иммиграцией, разумеется.

Результатом таких баталий становится дискредитация европейской идеи в глазах избирателей. Вот им и не хочется праздновать 20-летие Маастрихтского договора.

Светлана ФИРСОВА

№3(64), 2012

№3(64), 2012