Как сэкономить на старость


В Германии люди, не работающие по найму или, как их там называют, самостоятельные, до сих пор составляли исключения – по крайней мере, в одном отношении: им не надо было делать выплаты в счет будущей пенсии, к чему всех остальных принуждал закон. Понятно, что в молодости для многих проблема приобретения новой шубы или автомашины представляется куда более значительной, нежели забота о собственной старости: когда она там еще наступит, эта старость! И потому добровольно откладывать деньги впрок будет не каждый.

Так вот, министр труда Урсула фон дер Ляйен решила исправить положение и всех неохваченных обязать – начиная с 2013 года – делать эти выплаты. Дело вроде бы благое: в нищей старости мало привлекательного. Посему это правило будет распространено на всех самостоятельных, которые на момент вступления закона в силу будут младше 30 лет. Для тех, кто попадет в возрастную категорию от 30 до 50 лет, будут сделаны исключения, в зависимости от обстоятельств. Людей более старшего возраста нововведения не касаются. Не будут охвачены и врачи, адвокаты, архитекторы, члены социальной кассы работников искусств.

Под новые правила не подпадут только те самостоятельные, которые зарабатывают меньше 400 евро в месяц: где уж тут еще что-то отчислять, выжить бы и ладно. Вообще же к категории не работающих по найму в Германии относится 10% самодеятельного населения.

В связи с этим возникает такой вопрос: а что же вообще представляет собой в Германии нищая старость? Скажем, принято считать, что сейчас она угрожает многим женщинам среднего возраста – тем, кто во имя семьи пожертвовал своей карьерой, и в старости будет вынужден за это расплачиваться. Так ли это?

Вот, что называется, пример из жизни. Ютта Хофман, социальный работник, 63 года, то есть до завершения трудовой биографии осталось ждать 24 месяца. И что же она получит? Отвечаю: 800 евро в месяц. При этом она проработала 20 лет, вырастила троих детей и тридцать лет вела домашнее хозяйство в немаленькой семье – до самого своего развода в 2008 году.

На то, что бывший супруг обеспечит ей хоть какую-нибудь прибавку к довольно скудной по немецким меркам пенсии, фрау Хофман надеяться не приходится. Ведь в том же 2008 году был принят закон, который отказал разведенным женщинам в праве на получение этой выплаты, ранее выдавшейся пожизненно. Можно, конечно, обратиться в суд и он уже решит, сколько и как долго бывший муж будет оказывать ей финансовую поддержку. Но это, во-первых, занятие на любителя, а, во-вторых, господин Хофман и сам не больно-то состоятелен. Вот таких дел, как говорят в Одессе…

Если бы у госпожи Хофман остался на руках их общий ребенок в возрасте меньше трех лет, тогда да – заплатили бы. Но, как вы уже поняли, здесь не тот случай.

Да и вообще, алименты женщинам в Германии сейчас выплачивают с очень большим трудом и даже если – да, и то по принципу «всем сестрам по серьгам», причем, по одинаково недорогим. Вне зависимости от того, долго или коротко продлился брак, были дети или нет – всех стригут под одну гребенку. И правило это действует для всех браков, заключенных позднее 1977 года. По расчетам экспертов, нищая старость может грозить определенной части целого поколения германских женщин. Во всяком случае, тем из них, для кого семья была большей ценностью, нежели карьера. Не знаю как вам, а мне грустно…

И поэтому трудно не согласиться с мнением Ютты Вагнер, члена президиума Германского союза женщин-юристов: «Новый закон об алиментах – это просто катастрофа». Союз предупреждал заранее, еще во время разработки этого закона, чем обернётся чудненькое нововведение – увы, безрезультатно. А ведь из-за разницы в оплате труда между мужчинами и женщинами, составляющей 23%, и пенсии они при прочих равных получают разные. Но только уже на целых 59,6% – в среднем, господа, в среднем. То есть, бывает и больше.

Однако, вернемся к истории госпожи Хофман. Из тех 800 евро, которые составит её пенсия, 550 уйдет на так называемую «теплую аренду» – оплату скромной квартирки с отоплением. А из оставшихся 250 надо выкраивать средства на все – телефон, электроэнергию, еду, одежду, лекарства… Перечень даже не хочется продолжать.

Нет, я все понимаю – сложная экономическая ситуация, старение населения, нехватка трудоспособных граждан. Но попробуйте мне, пожалуйста, объяснить: как вы собираетесь исправлять демографическую ситуацию, если мать троих детей к концу жизни оказывается вот так без вины наказанной? Кто, по-вашему, захочет повторить её жизненный путь?

Но нищей старости стоит опасаться не только тем женщинам, чья семейная жизнь завершилась разводом. А всем вообще. Вот результаты исследования, проведенного двумя берлинскими учеными – Барбарой Ридмюллер и Ульрике Шмальрек, углубившимся в пенсионную ситуацию, складывающуюся у женщин, которые родились в 60-х года прошлого века. Так вот: 41% уроженок западной части Германии и 21% уроженок ее востока заработают пенсию менее 680 марок в месяц. Причина та же: в молодости они посвятили себя воспитанию детей, а не деланию профессиональной карьеры. За что, выходит, и будут наказаны полновесным евро. Конечно, большей части из них удалось кое-что вложить в финансирование своей частной пенсии, так что к указанной сумме можно добавить еще евро 150. Налицо аттракцион неслыханной щедрости, черт бы его побрал!

И что же предлагают эксперты? Единственный выход для молодых женщин – позаботиться самим о себе и сходу начать финансировать будущую пенсию. Времена, дескать, меняются и надо к ним приспосабливаться.

Да. Меняются. Радикально. И, похоже, теми, кому придется пойти побоку, окажутся дети. Ох, похоже, прав оказался Тило Саррацин: Германия самоликвидируется. Во всяком случае – через несколько поколений.

Елизавета БЫЧКОВА

№3(64), 2012