Терпимость распространилась на лжецов и карманников


В Британии стирается граница между порядочностью и бесчестием

Терпимость, она же толерантность, казалось бы, – слово само по себе исполнено добродетели. Тем паче в наш век идолизированной политкорректности. Но если задуматься, то раскрывается это понятие только во взаимосвязи с другими предметами. Поясняю: по отношению к чужим, отличным от ваших, убеждениям или вероисповеданию – это благо. Но бывает терпимость по отношению к обману близких, автоинспекции или налоговой службы, к прелюбодеянию, педофилии, карманным кражам, скупке краденного, пьянству за рулем, и тому подобное. Это разве благо?

Замером такого благостного снисхождения к противоправным и безнравственным поступкам среди своих соотечественников занимался Пол Уитли, профессор из британского университета в Эссексе, обнародовавший результаты своих многолетних исследований. Напрашивающийся вывод заставляет задуматься: молодое поколение намного более терпимо к бесчестным поступкам, чем их папы и мамы, а тем более дедушки и бабушки.

В 2000 году нравы были совершенно иные. Тогдашний опрос показал, что 70% осуждают внебрачные связи, сегодня таковых осталось 50%. Прежде 40% считали обязательным для себя сдать оброненный кем-то на тротуар кошелек в полицию или бюро находок, сегодня таких нестяжателей нашлось всего 20%.

Примечателен и социальный состав тех, кто уберег свои идеалы. Женщины в своей массе более порядочны, чем мужчины, равно как и старшее поколение. К примеру, среди тех, кто уверен, что нельзя лгать при заполнении анкет для приема на работу, 55% тех, кому за 65 лет, 41% людей среднего возраста, и только 33% молодых до 25 лет.

По сравнению с 2000 годом, как с печалью обнаружил профессор Уитли, в глазах общественности в Британии (это, конечно, обобщение) стало приемлемым ездить за рулем в пьяном виде, не оставлять на ветровом стекле припаркованной автомашины, которую вы поцарапали, свою визитную карточку, наконец, покупать явно краденые вещи.

Тенденция тревожная, комментирует профессор Уитли, поскольку характеры и убеждения во многом формируются в раннем возрасте, и с годами люди не становятся более честными, запомнив, что прежде считалось допустимым или, напротив, морально предосудительным.

Единственно, что сегодня вызывает более гневную реакцию, так это мошенничество с целью получения выплат через систему государственного соцобеспечения. Уитли резонно связывает это с тем, что 1990-е годы были эпохой роста благосостояния, а сейчас растет число граждан, у кого попросту нет иных доходов, кроме пособий по безработице или иных видов государственного вспомоществования, и они конкурируют между собой.

Итоги теста на честность важны и в плане сохранения в Соединенном королевстве духа коллективизма и человеческой солидарности, а также осознания гражданского долга. Параллельно с академической работой Уитли появился утилитарный доклад пиар-компании «Эделман», устанавливающий степень доверия между государством, бизнесом и обществом. Глава фирмы Эд Уильямс констатирует: «Подавляющее большинство (68%) считают, что страна идет не туда, куда нужно». Весьма слабым доверием пользуется в Британии правительство (29%), бизнес (38%) и даже неправительственные организации (НПО) – всего 42%. В каком-то смысле, это кризис доверия.

Следовательно, пишет профессор Уитли, с таким набором сомнительных нравственных заповедей, которые поселились в головах жителей королевства, они будут более склонны с подозрением относиться друг другу, не идти на сотрудничество, не проявлять солидарность. Они всё чаще будут манкировать своими гражданскими правами, перестанут ходить на выборы. Как следствие, утверждает эксперт, они будут «менее предприимчивы, менее материально обеспечены и менее счастливы в своей жизни».

Владимир МИХЕЕВ

№3(64), 2012