Посредническая миссия ЕС в палестино-израильском конфликте*


Политическое значение палестино-израильского конфликта на протяжении многих десятилетий простирается далеко за пределы региона Ближнего и Среднего Востока. В последние несколько лет ведущие игроки активизировали усилия по урегулированию ближневосточного конфликта и не раз уточняли свои переговорные позиции. Одним из авторитетных субъектов, принимающих систематическое участие в процессе ближневосточного регулирования, является Европейский Союз. Непосредственное участие ЕС в ближневосточном урегулировании – относительно новая характеристика его внешнеполитической деятельности, она прослеживается с начала 2000-х годов.

В последние годы на передний план выходят не отдельные страны, а единая институциональная структура, призванная защищать общие интересы своих членов в мире и в том числе на Ближнем Востоке. Повышение значимости ЕС в переговорном процессе по палестино-израильскому конфликту стало отражением тенденции становления общей внешней политики данного интеграционного объединения. С учетом укрепления роли ЕС на мировой арене, его влияние на процессы в регионе Ближнего Востока, несомненно, повысилось. В своей ближневосточной политике ЕС пытается использовать оригинальные подходы, которые включают в себя не только инструменты «мягкой дипломатии» (финансовая и гуманитарная помощь ПНА), но и не применявшиеся прежде рычаги силовой политики, что можно было наблюдать на примере Ливийского кризиса.

По сути, Ливийский конфликт можно рассматривать как заявку стран ЕС на проведение про-активной, наступательной политики на Ближнем Востоке. Одновременно Евросоюз выступает инициатором создания новых объединений для стабилизации ситуации в регионе и создание платформы, которая позволила бы странам решить свои экономические проблемы, равно как и вопросы безопасности. Речь идет о Союзе для Средиземноморья. Вместе с тем, участие ЕС в ближневосточном урегулировании отражает все сложности и противоречия процесса становления общей внешней политики данного альянса.

 

Стратегия международной деятельности ЕС

Европейский Союз является крупнейшим интеграционным объединением мира, что создает предпосылки для его становления в качестве влиятельного субъекта мировой политики. Маастрихтский договор, вступивший в силу в 1993 году, стал шагом в сторону развития собственной внешней политики союза. Сегодня Евросоюз определяет свою внешнюю политику, ставя перед собой долгосрочные задачи, и при этом активно их добивается. Примером является общая стратегия безопасности ЕС, включающая как обеспечение собственной защиты, так и международное посредничество, а также помощь странам по всему миру. Так можно отметить активное участие Евросоюза в развитие региональных процессов в Центральной Азии, на Ближнем Востоке, в Северной Африке и на Кавказе.

Одним из важных пунктов европейской стратегии безопасности является предложенная Европейской комиссией в 2001 году концепция по предотвращению конфликтов, предлагающая решать «глубинные причины конфликта посредством укрепления структурной стабильности, определенной как устойчивое экономическое развитие, демократия и уважение прав человека, жизнеспособные политические структуры, здоровая окружающая среда и социальные условия, а также способность контролировать изменения, не допуская конфликта».

Сегодня целостный подход все больше становится доминирующей характеристикой внешней политики ЕС на длительную перспективу. Европейские политологи назвали такой подход «структурной внешней политикой» и хотя она и не способна заменить традиционную дипломатию, но все-таки имеет успех, определяя Евросоюз на мировой арене как глобального актора.

Будучи участником международного «ближневосточного квартета», ЕС на дипломатическом уровне принимает активное участие в ближневосточном мирном процессе. Оказывая гуманитарную и экономическую помощь палестинцам, ЕС проводит эффективную политику по сдерживанию конфликта. Также ЕС выполняет миссию по оказании помощи палестинцам в создании гражданской полиции и системы уголовного правосудия на Западном берегу реки Иордан. Однако для решения региональных и глобальных проблем безопасности ЕС необходимо усилить эффективность и последовательность своей внешней политики. Сегодня у ЕС наблюдается расхождение между «амбициями» и «возможностями», и совершенно очевидна необходимость определения более четких приоритетов и более взвешенных решений. Евросоюз в рамках ЕПБО для поддержки своих политических решений должен усилить свои гражданские и военные возможности и увеличить их финансирование.

В настоящее время проявляется желание европейцев уйти от влияния США, и если раньше Евросоюз часто ограничивался ролью реагирующего на инициативы ведущего глобального игрока – США, то теперь, имея четкую стратегию внешнеполитической деятельности, ЕС сможет избежать доминирующего американского влияния, что, несомненно, способствует продвижению своих собственных политических приоритетов, целей и инструментов для их реализации.

Европейский Союз придерживается широкого понимания границ Ближневосточного региона. Согласно трактовке ЕС, в состав Ближневосточного региона входят традиционные участники Ближневосточного конфликта, а также средиземноморские государства Северной Африки (Алжир, Ливия, Тунис, Египет) и страны Аравийского полуострова (КСА, Йемен, Ирак, Иран, ОАЭ).

Уникальность международных отношений на Ближнем Востоке обусловлена рядом факторов – географических, геополитических, военных, экономических и политических. Здесь сосредоточены две трети мировых запасов нефти и одна треть запасов газа, что делает регион зоной национальных интересов ведущих мировых центров силы. Также на Ближнем Востоке сходятся морские и воздушные пути, которые связывают Европу с Азией и Тихоокеанским регионом. Через Ормузский и Гибралтарский проливы и Суэцкий канал осуществляется поставка нефти и газа в страны Европы.

Геополитическое значение ближневосточного региона формируется близостью к Европе. Растущая миграция из государств Магриба воздействует на этническую, социальную, культурную ситуацию в странах Европейского Союза. Ближний Восток сегодня является наиболее нестабильным регионом мира. Обусловлено это, прежде всего, сложностью урегулирования возникающих здесь кризисов, связанных с наслоением друг на друга интересов ближневосточных государств, а также соперничества внерегиональных ведущих держав. Дополнительные трудности поиска политических решений по выходу из кризиса обусловлены глубоким укоренившимся взаимным недоверием. Длящиеся многие годы кризисы (ближневосточный, южно-суданский, западно-сахарский) привели к появлению поколений, не видевших жизнь в мирных условиях. Не урегулированы территориальные проблемы и пограничные споры, такие как притязания Ирана на Бахрейн, разногласия по поводу принадлежности трёх островов в Персидском заливе, а также Сеуты и Мелильи, споры между Египтом и Суданом, Йеменом и Эритреей, Ливией и Алжиром. Не проведена делимитация границ между Йеменом и Саудовской Аравией, а также Алжиром и Марокко. Возникают сильные трения по вопросам распределения водных ресурсов между Сирией, Ираком, Турцией, Палестинской национальной администрацией и Израилем.

Повышение уровня нестабильности породило широкомасштабную гонку вооружений. Впервые после Второй мировой войны здесь в ходе ирано-иракского конфликта было применено оружие массового поражения. Также особую опасность представляет существование ядерного оружия у Израиля, и ядерная программа Ирана. Еще одним дестабилизирующим фактором является присутствие в качестве акторов международных отношений не только государств, но и различных группировок, таких как организация «Каида аль-джихад» в Месопотамии, «Хизбалла», исламское движение сопротивления «Хамас», движение «Фатх», организация «Аль-Каида» в странах исламского Магриба. Угроза террористической опасности выплескивается из Южного Средиземноморья в Европу. «Акции экстремистских группировок, не вписывающиеся в классические сценарии «игры наций», делают развитие обстановки в регионе ещё более непредсказуемым».

Главными союзниками Европейского союза в регионе являются исторические партнеры европейских стран. Связано это, прежде всего, с географической близостью и тесными политическими, торговыми и экономическими связями, а также с воздействием миграционных потоков из государств Магриба в страны Западной Европы. Сотрудничество ЕС со странами ближневосточного региона осуществляется на основе Евро-средиземноморского партнерства (ЕСП). В ноябре 1995 года в Барселоне состоялась конференция, в которой приняли участие 15 европейских и 11 средиземноморских стран, в том числе и Палестина в лице ПНА. На базе ЕСП были созданы и другие организации, такие как Западно-средиземноморский диалог по формуле «пять плюс пять» и Союз для Средиземноморья. Процесс сотрудничества в рамках средиземноморского партнерства проходит крайне медленно, что обусловлено большой разницей в развитии стран участников – более развитых западноевропейских и слаборазвитых стран Магриба. Еще одним сдерживающим фактором является неурегулированность палестино-израильского конфликта.

Продолжением «Барселонского процесса» стала французская инициатива Союза для Средиземноморья. В июле 2008 года в Париже (Франция в то время председательствовала в Евросоюзе) состоялся саммит Евро-средиземноморского сотрудничества с участием 27 стран – членов Евросоюза, пяти европейских государств, не входящих в ЕС, но имеющих непосредственное отношение к региону – Албания, Босния-Герцеговина, Монако, Черногория и Хорватия, и 11 стран побережья Средиземноморья – Алжир, Египет, Израиль, Ливан, Марокко, Сирия, Тунис, Турция, ПНА, Иордания и Мавритания.

Саммит стал итогом развития инициативы ЕС, предложенной Н. Саркози в ходе своей предвыборной кампании в 2007г., в рамках которой он заявил о том, что «будущее французов здесь, в Средиземноморье… Наша большая ошибка состоит в том, что мы долго, слишком долго пренебрегали Средиземноморьем… отворачиваясь от Средиземноморья, Европа и Франция полагали, что они отворачиваются от своего прошлого. На самом деле, они отвернулись от своего будущего. Поскольку будущее Европы находится на юге».

Основными очагами нестабильности в регионе Н.Саркози выделил палестино-израильский конфликт, турецко-греческое противостояние, проблемы в отношениях между суннитами и шиитами, христианами и мусульманами. Страны Средиземноморья, по его мнению, должны пойти по европейскому пути развития взаимоотношения. Н.Саркози отметил необходимость серьезно отнестись к тому, что негативные элементы развития современного мира, такие как религиозный фанатизм и терроризм – «трагедия глобализации», в полной мере затрагивают Средиземноморье, и столкновение цивилизаций становится реальной угрозой для человечества. Французская инициатива заключается в объединении всего Средиземноморья. «Мы попытаемся показать миру пример нового Возрождения, в котором он нуждается» – заявил Саркози.

Барселонский процесс, начатый в 1995 г., по мнению Саркози, не достиг своих целей. «Провал был прогнозируемым с того момента, как приоритеты Европы оказались на Востоке региона. Провал был прогнозируемым с того момента, как торговля стала главенствовать в отношениях, в то время как (многоаспектное) сотрудничество должно было стать абсолютным приоритетом». Поэтому «Франция совместно с Португалией, Испанией, Италией, Грецией и Кипром (как странами, максимально заинтересованными в активизации сотрудничества и являющимися, в отличие от большинства стран ЕС, неотъемлемой частью региона. – И.М.) берет на себя инициативу по созданию Средиземноморского союза». Новая инициатива предполагала, что страны Северной Африки возьмут свое будущее «в собственные руки» и «станут реальными партнерами».

В мае 2007 г., после победы на президентских выборах, Саркози в качестве президента Франции начинает предпринимать конкретные шаги для воплощения в жизнь инициативы Средиземноморского Союза. Смягчив свою изначальную позицию относительно Евро-Средиземноморского партнерства, Саркози заверил, что новая французская инициатива не имеет цели заменить Барселонский процесс, равно как и Европейскую политику соседства, но призвана придать им дополнительный импульс. Приоритетом будущего Средиземноморского Союза должен был стать комплекс стратегических целей: политика избирательной иммиграции, экология и защита окружающей среды, проблема загрязнения Средиземного моря, политика совместного долгосрочного развития и укрепления экономического сотрудничества внутри Средиземноморского региона, включая прежде всего создание зоны свободной торговли. Также упоминались такие направления, как энергетическая безопасность, расширение инвестиции, развитие транспортной инфраструктуры, сотрудничество в сфере науки, борьба с коррупцией и организованной преступностью, противодействие терроризму, развитие культуры, систем образования и здравоохранения, борьба против неравенства и несправедливости.

Новая инициатива Н. Саркози предложила долгосрочную перспективу будущих отношений между Севером и Югом, обозначив строительство Средиземноморского Союза «исторической миссией». Однако предложенный проект вызвал ряд принципиальных разногласий как внутри самого Евросоюза, так и у стран Юга. Прежде всего, он демонстрировал притязания Франции на лидерство не только в средиземноморском регионе, но и в целом в ЕС. Такая постановка вопроса не устраивала ряд европейских стран и главным образом Германию – главного политического конкурента Франции. Руководство Германии выражало опасения по расколу Европы в связи с созданием альтернативы уже имеющемуся Барселонскому процессу. Также Германия не приветствовала финансирование проекта за счет бюджета ЕС. Очевидно, что без поддержки Евросоюза французская инициатива была бы обречена на провал. В интервью каналу «Евроньюс» в декабре 2007 г. еврокомиссар по внешним связям и политике добрососедства Б. Ферреро-Вальднер отметила, «что ЕС сможет одобрить новый французский проект с условием, если он останется в рамках Барселонского процесса».

В результате интенсивных переговоров и консультаций между европейскими партнерами проект претерпел ряд изменений. С другой стороны Средиземноморский союз получил статус общеевропейской инициативы в рамках Барселонского процесса. Европейская комиссия одобрила предложения по усилению Евро-Средиземноморского партнерства, который получил название «Барселонский процесс: Союз для Средиземноморья». Приоритетными направлениями остались: политический диалог, экономическое сотрудничество, взаимодействие в культурной сфере, гуманитарная помощь, вопросы миграции, социальной интеграции, правосудия и безопасности. Еврокомиссия подтвердила все взятые на себя обязательства в рамках двусторонних отношений со странами региона, и в рамках Европейской политики соседства.

В странах Северной Африки новый проект вызвал неоднозначную, а местами и негативную реакцию. Для некоторых государств участие Израиля было неприемлемо. Кроме того, Средиземноморский союз, по их мнению, не должен был стать проектом, направленным на урегулирование арабо-израильских отношений. Еще одной проблемой стала позиция Ливии, которая заявляла о необходимости ведения диалога с уже имеющимися организациями ЛАГ и АС, а не с отдельными странами. Сама Лига арабских государств не поддержала взгляды лидера Ливии. Еще одной проблемой стал вопрос участия Турции в проекте. Изначально Турция не рассматривалась как участник нового средиземноморского объединения. Позиция Турции была сдержанной. Несмотря на то, что Турция является крупнейшим государством Средиземноморья, руководство Анкары, имея статус кандидата на участие в ЕС, во многом руководствовалось «желаниями» Брюсселя. Однако Анкара продемонстрировала недовольство тем, что ее ставят на один уровень со странами, которые находятся на гораздо более низком уровне взаимодействия с ЕС. В итоге европейским государствам и странам Юга удалось преодолеть разногласия и договориться о принципах Средиземноморского Союза, организационной структуре и его будущем финансировании.

Главным же мотивом ЕС, который в очередной раз пытается найти «точки соприкосновения» со странами региона Ближнего Востока, вызывающими растущую обеспокоенность, по-прежнему остается обеспечение собственной безопасности. Обеспокоенность Евросоюза вызывают потенциально опасные проблемы (исламистские организации, иммиграционные потоки, демографическая проблема и др.), и их обострение в непосредственной близости от Европы.

События «арабской весны» 2011 года усложнили и без того непростую ситуацию в регионе. Революционная волна захлестнула Тунис, и по принципу домино перекинулась на Египет, Йемен, Бахрейн, Ливию и Сирию. Необходимо отметить, что требования, выдвигаемые революционерами в арабских странах и городах, имеют не враждебный в отношении других цивилизаций, а общечеловеческий характер и сводятся к проведению честных выборов, свободе слова и демонстраций, в отказе от «авторитаризма, внедряющего коррупцию во все поры социально-экономической жизни», отказа от дискриминации, и требованиям равноправия. Однако силовые действия ЕС в рамках Ливийского кризиса способны осложнить реализацию их целей и поставить под сомнение внешнеполитические цели Брюсселя в регионе.

 

Европейский Союз в урегулировании палестино-израильского конфликта

Окончание «холодной войны» и распад СССР ознаменовали ослабление влияния России на Ближнем Востоке, где появляется новый участник в лице объединенных европейских государств – Европейский Союз. До недавнего времени ЕС не рассматривался мировым сообществом как единая сила, поэтому его роль в урегулировании ближневосточного конфликта была неоднозначна. Были и другие причины, по которым ЕС был не способен проводить эффективную внешнюю политику на Ближнем Востоке. Во-первых, это откровенное соперничество внутри самого ЕС между государствами. Во-вторых, Евросоюз, не желая вызвать недовольство со стороны США, старался избегать прямых противоречий со своим главным союзником. В-третьих, в Европе слабо были развиты институты по изучению ближневосточной проблематики.

Однако в настоящее время ЕС существенно продвинулся во внешней политике. ЕС сегодня не ограничивается гуманитарной помощью странам ближневосточного региона и Северной Африки. Однако политические симпатии европейцев хорошо иллюстрирует асимметрия отношений ЕС – Израиль и ЕС – Палестина. Внутренняя ситуация в Европе не располагает к хорошим отношениям в отношении Израиля: около 10% населения стран Магриба живут в Европе. Из них 3 млн. человек – в одной только Франции. В Германии проживают около 2 млн. турок, из них как минимум 400 тыс. – курды. Это создает влиятельные лобби в европейских странах. На этом фоне роль произраильских лоббирующих групп в Европе относительно слаба. В Европе так не ощущается давление на власть израильских организаций, как в США . Тем не менее, Европа заинтересована в мире на Ближнем Востоке, так как она особенно ощутит на себе последствия неразвитости и нестабильности на Ближнем Востоке в лице терроризма, нелегальной миграции, контрабанды, распространения оружия массового поражения и т.п. Именно мирное соглашение станет основным условием устранения угрозы.

Европейские страны зависимы от поставок энергии, основная часть импорта энергоресурсов идет с Ближнего Востока и Северной Африки. Из членов ЕС не зависит от этого фактора только Великобритания, которая имеет достаточные собственные запасы нефти, но в последние годы добыча в ее секторе Северного моря падает. Энергетическая безопасность – один из важных приоритетов объединенной Европы, именно поэтому ЕС заинтересована в обеспечении мира в арабском регионе. В целом, Европейский Союз обладает мощным военным потенциалом и богатством, и может стать не менее значимым посредником в регионе, чем США. Однако посланники ЕС представляют интересы многих стран, которые имеют разные интересы, цели, исторический опыт. Многие из них не хотят никому подчиняться – ни интересам всей Европы, ни, тем более, интересам США.

Разница между европейскими государствами следует из их географического расположения, культуры и исторической роли в регионе. Великобритания имеет теплые партнерские отношения с Иорданией, Саудовской Аравией, Кувейтом и Оманом, тем более, что именно Великобритания не зависит от импорта нефти. Франция имеет дружественные отношения с Ливаном. Италия ранее имела специальные торговые отношения с Ливией, возглавляемой лидером Народной ливийской Джамахирии М. Каддафи. Сегодня ситуация несколько изменилась, Новое Переходное Правительство Ливии после смещения М. Каддафи более тесно взаимодействует с Францией и Великобританией. Более того, именно в Италию идет наплыв иммигрантов из арабских стран. Германия и Нидерланды исторически тесно связаны с Израилем. У Греции из-за связей с арабским миром отношения с Израилем ухудшаются все больше по мере растущего стратегического партнерства Израиля с Турцией, историческим противником Греции. Однако в последнее время отношения Израиля и Турции сильно обострились.

Несмотря на крепкие связи Европы со странами Ближнего Востока, нельзя не заметить тот факт, что ЕС не использует все свое влияние и возможности. Причин тому может быть несколько, а скорее всего это целый комплекс «горячих» вопросов, которые могут нанести вред Евросоюзу. Во-первых, это взрывоопасные религиозные и этнические разногласия, во-вторых, это борьба за природные ресурсы, в-третьих, это соперничество с главным военным союзником Евросоюза США, в-четвертых – уже сложившиеся тесные экономические связи с Израилем, и, наконец, взаимоотношения с Россией, которые в том числе поддерживаются посредством сближения стратегий по урегулированию ситуации на Ближнем Востоке.

В рамках ОВПБ Евросоюз направил в регион спецпредставителя по ближневосточному мирному процессу. Назначение посланника ЕС явилось желанием ведущих европейских стран играть более значимую роль в стабилизации ближневосточного кризиса. Решимость Европы и ее нацеленность на длительное и значительное вовлечение в дела региона ощущается в последние десять лет. В настоящее время Европейский Союз намерен более активно включиться в процесс урегулирования ближневосточного конфликта. «Необходимо действовать сейчас, и действовать при этом в направлении создания двух государств», – заявил министр иностранных дел председательствовавшей в ЕС Испании Мигель Анхель Моратинос на встрече министров иностранных дел Евросоюза в испанской Кордобе.

Европейцы намерены оказать поддержку эмиссару США по Ближнему Востоку Джорджу Митчеллу, который намерен сдвинуть с мертвой точки переговорный процесс между конфликтующими сторонами. В частности, первым конкретным шагом стала поездка на Ближний Восток верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон. В ходе визита она посетила Египет, где прошли переговоры касательно процесса мирного урегулировании конфликта на Ближнем Востоке, в частности арабо-израильского противостояния. Встреча верховного представителя ЕС по внешней политике Кэтрин Эштон с министрами иностранных дел арабских государств состоялась 12 сентября 2011 года. На ней они обсудили ход мирного процесса по урегулированию ближневосточного кризиса. Кроме этого, представитель ЕС по внешней политике и безопасности Кэтрин Эштон встретилась с премьер-министром Турции Эрдоганом, генсеком ЛАГ Амром Мусой и рядом министров иностранных дел арабских стран.

Несмотря на видимые неудачи, ЕС не оставляет попыток возобновления переговорного процесса между израильтянами и палестинцами, который был прекращен в конце 2008 года после военной операции в секторе Газа. Кроме того, глава Палестинской национальной администрации Махмуд Аббас отказался от участия в переговорах до тех пор, пока на Западном берегу реки Иордан и в Иерусалиме не будет остановлено строительство новых израильских поселений. В этом контексте совершенно очевидно желание ЕС выдвинуть новые инициативы в урегулировании конфликта между Израилем и палестинцами.

На данный момент Европейский Союз является самым крупным финансовым спонсором ближневосточного мирного процесса. Его доля в международной экономической помощи Палестинской автономии составляет почти 60% (в то время как американская не превышает 10%). При этом Европа стремится активизировать свое экономическое и политическое присутствие в арабо-израильском мирном процессе. Более 70 стран и 20 организаций, в том числе ООН, МВФ, Всемирный банк, Лига арабских государств, оказывают финансовую помощь палестинцам. В Париже в 2007 году прошла международная конференция доноров палестинского государства. Из почти 5,5 миллиардов долларов, которые планировали собрать страны и организации на поддержку ПА в 2007-2010гг., больше половины приходились на долю стран Евросоюза. Участники конференции отметили, что объем инвестиций во многом зависит от того, насколько успешно ведутся переговоры между Израилем и палестинскими политиками. Как известно, что за период 1993-2002гг. палестинцы уже получили более четырех миллиардов долларов помощи. Однако результатов до сих пор не видно.

В сентябре 2011 года Всемирный банк (ВБ) представил отчет об экономике Палестины. Сегодня Палестинская автономия переживает серьезный финансовый кризис, что обусловлено снижением со стороны ряда стран финансовой помощи палестинцам. Евросоюз же, ежегодно увеличивая объемы финансовой помощи, стал основным донором Палестины. За текущий год ЕС выделил более одного миллиарда долларов на развитие палестинской экономики. Однако этого не достаточно для стабилизации экономической ситуации в регионе. ЕС открывает свой рынок для палестинских продуктов, в то время как ранее палестинцы могли торговать лишь при посредничестве с Израилем. Беспошлинный ввоз сельскохозяйственной продукции при условии соблюдения действующей в ЕС системы ввозных цен говорит о желании Евросоюза дать возможность палестинцам самим зарабатывать, уменьшая их прямую зависимость от финансовой помощи Запада.

Таким образом, в 2009 году торговый оборот между Европейским Союзом и Палестинской автономией составил более пятидесяти миллионов евро. С другой стороны, ЕС ждет адекватных шагов как стороны палестинцев, так и со стороны израильского руководства. Самостоятельное развитие экономики ПА невозможно из-за ограничений, введенных Израилем в целях обеспечения собственной безопасности. В докладе ВБ, в частности, говорится, «что палестинская экономика развита настолько, насколько можно с учетом ограничений, существующих на Западном берегу и в секторе Газы». Отчет констатирует падение помощи со стороны арабских стран, которые в 2008 году в совокупности выделили палестинцам 446 миллионов долларов, а 2009 году – 462 миллиона, в 2010 году – 231 миллион, а в первой половине 2011 года предоставили менее 80 миллионов долларов.

Брюссель имеет хорошие экономические и торговые связи с Израилем, несмотря на то, что европейские лидеры осуждают политическую линию Израиля по отношению к палестинскому населению. Уникальность внешнеполитической деятельности Евросоюза заключается в умении вести «правильный» диалог, минимизируя риски по особо горячим вопросам в переговорном процессе со сторонами. Таким образом, ЕС проводит политику осуждения действий Израиля, одновременно поддерживая с ним экономическое и научное сотрудничество, используя его как инструмент давления на Израиль. Так, под давлением ЕС Израиль ослабил ограничение на передвижение товаров в секторе Газа, в результате чего экономический рост в регионе в 2011 году составил 28%. Также, несмотря на имеющийся конфликт, Израиль по-прежнему остается крупнейшим торговым партнером Западного берега и сектора Газа. По данным Центрального бюро статистики Израиля, импорт товаров и услуг для Палестинской Автономии вырос на 2% в четвертом квартал 2010 года и еще на 2% в первом квартале 2011 года.

Казалось бы, экономическая ситуация вокруг противоборствующих сторон должна располагать их к его полному разрешению. Однако принципиальные противоречия носят не экономический, а политический характер. И, несмотря на то, что позиция Евросоюза традиционно считается пропалестинской, позиции отдельных стран внутри самого ЕС разнятся. Прежде всего, это касается стран, претендующих на лидерство в ЕС – Франции и Германии. Ближневосточная политика Франции, на территории которой проживает большое количество арабского населения, имеет проарабскую направленность. Германия же занимает более произраильскую позицию, что имеет под собой психологические основания (комплекс вины за нацистский период и холокост).

Несмотря на некоторое охлаждение отношений между странами, именно Германия из остальных участников ЕС является основным партнером Израиля по научному и экономическому сотрудничеству. Участие Израиля в Средиземноморском партнерстве, равно как и обсуждение возможности его вступления в Евросоюз, говорит о разноплановых и долгосрочных перспективах сотрудничества между ЕС и Израилем. Что касается вопроса взаимоотношений Израиля и Палестины, позиция европейцев с самого начала их посредничества в ближневосточном мирном урегулировании остается неизменной. Брюссель решительно настаивает, что только справедливое и всеобъемлющее урегулирование арабо-израильского конфликта с созданием независимого палестинского государства может принести мир и процветание в регион.

Несомненно, та политика, которую сегодня проводит ЕС на израильско-палестинском направлении, нацелена на де-эскалацию конфликта. Наряду с попытками мирного урегулирования конфликта, Евросоюз оказывает практическую помощь по поддержанию жизни Палестины, которая без его поддержки обречена на экономическую нежизнеспособность и дальнейшую внутреннюю дестабилизацию. Политика, которую проводит ЕС в рамках мирного процесса по урегулированию палестино-израильского конфликта, находит свою поддержку и со стороны России, чья ближневосточная политика имеет определенные черты преемственности в отношении курса Советского Союза. Также как и СССР, Россия выступает за разрешение ближневосточного кризиса на основе создания двух государств, за привлечение всех заинтересованных государств к урегулированию проблемы. Таким образом, Евросоюз и Россия занимают во многом схожие позиции относительно разрешения конфликта. Однако на сегодняшний день решение ближневосточного кризиса остается невозможным без участия США, чей голос может стать судьбоносным и сможет наметить реальные шаги к разрешению многовекового противостояния.

Европейский Союз по-прежнему не играет ведущей роли в ближневосточном урегулировании, которая принадлежит Вашингтону. Вместе с тем, за последнее десятилетие Брюссель существенно нарастил свое влияние и степень присутствия в регионе, как посредством многосторонних форматов, таких как квартет международных посредников, так и посредством собственных инициатив, в частности в рамках Барселонского процесса. В случае преодоления ЕС внутренних социально-экономических трудностей стоит ожидать дальнейшего укрепления его позиций. Такое развитие событий предполагает, что участие в разрешении палестино-израильского конфликта останется существенным компонентом внешнеполитической стратегии ЕС в регионе.

Д.К. КУТРАШЕВ

* Работа выпускника ЕУИ

№3(64), 2012