Бургомистрам наскучила солидарность?


С момента воссоединения Германии прошло больше 20 лет, но так называемый пакт солидарности, в соответствии с которым «старые» земли и города делают регулярные целевые перечисления в пользу «новых», действует до сих пор. Простые «весси» ворчат по этому поводу уже многие годы: дескать, братство братством, а табачок врозь. «Осси» отругиваются, припоминая западным братьям то, что они уничтожили их промышленность и сельское хозяйство, лишив целые регионы рабочих мест. Понятное дело, споры в духе «а вот вы – а зато вы сами…» не приводят ни к какому разумному итогу. Но это – бытовые дрязги, что с них возьмешь.

Однако время от времени выплата «оброка» в пользу братьев с Востока достает кого-нибудь облеченного властью, и тут уже предъявляются куда более серьезные счета и аргументы.

К примеру, именно так вышло, когда возмутились обербургомистры погрязших в неоплатных долгах городов Северного Рейна – Вестфалии. Дортмундский «отец города» Ульрих Зирау сказал, как отрезал: «Пакт солидарности с Востоком – извращенная система, больше не имеющая никаких внутренних обоснований». И добавил, что у него нет в запасе никаких аргументов, чтобы объяснить своим землякам, почему это обедневшие города Рура должны еще больше залезать в долги, чтобы выплатить свою долю в пакт солидарности. «На Востоке сейчас дела идут так хорошо, что они не знают, куда деньги девать. А у нас в Руре – просто беда, хуже некуда».

Его гельзенкирхенский коллега Франк Барановски потребовал от бундесрата – второй палаты германского парламента – выступить с инициативой об отказе от пакта солидарности. «Мы не можем ждать до 2019 года», – заявил он, хотя терпеть до истечения срока программы осталось куда меньше, чем прошло со дня начала её реализации.

Ф.Барановски, тем не менее, полагает, что сейчас самое время сконцентрироваться на исправлении ситуации в проблемных регионах на Западе республики. «Там бедность гораздо серьезнее», – считает он. И говорит, что того, кто в минувшие годы пробовал начать обсуждение проблем, связанных с пактом, быстро и категорично ставили на место, дав почувствовать на собственном горбу всю мощь «дубины солидарности». Тот, кто осмеливался не то что осудить, а хотя бы покритиковать «соли», как для краткости именуют эту программу, тут же зачислялся во враги единства, жалуется Ф.Барановски. И предлагает: если уж хотите сохранить эти поборы, то хотя бы облегчите жизнь городов-должников каким-либо иным образом. «А иначе мы доэкономимся до того, что нам придет капут», – предостерегает он.

Серьезность намерений господ обербургомистров подтверждается тем, что в приближающейся избирательной кампании они намерены поднять эти вопросы, и, может быть, вывести их в число приоритетных пунктов повестки дня.

Клаус Велинг, обербургомистр Оберхаузена, заявил, что ему приходится сокращать различные программы и закрывать финансируемые из городского бюджета учреждения, а его коллеги с Востока размышляют над тем, как использовать бюджетный профицит. Вот поэтому он и считает, что безадресному перераспределению средств в пользу Востока должен быть положен конец.

«Пакт солидарности больше не соответствует требованиям времени», – поддерживает его обербургомистр Эссена Райнхард Пасс. Впредь помощь надо направлять туда, где она требуется исходя из финансовой ситуации.

Как рассказала мюнхенская «Зюддойче цайтунг», в рамках второго этапа пакта солидарности с 2005 по 2019 год в целом в восточные земли должно быть переведено 156 миллиардов евро. И вклад в общую копилку западные земли и коммуны будут вносить без всякой связи с собственной финансовой ситуацией. Собственно, именно такая стрижка под одну гребенку и вызывает у многих протест.

А для бедных городов и коммун это будет иметь тяжелые последствия. Представьте себе: в Северном Рейне-Вестфалии сбалансированный бюджет имеют только восемь коммун из четырехсот.

Скажем, Дуйсбург вынужден был взять в кредит полмиллиарда евро, чтоб выплатить все необходимые взносы. А из 2,1 миллиарда евро долгов, жерновом висящих на Эссене, треть приходится на долю выплат в рамках акта солидарности. А уж Оберхаузен, самый задолжавший город Германии, вынужден был набрать кредитов на 270 миллионов евро.

Однако может получиться и так, что бунт обербургомистров не будет иметь никаких последствий, и лямку пакта солидарности им придется тянуть и впредь. Скажем, Армин Лашет, глава фракции Христианско-демократического союза в ландтаге Северного Рейна-Вестфалии отклонил возможность отказа от пакта солидарности. По его мнению, важно соблюдать договоренности, подчеркнул он, хотя и согласился с тем, чтобы средства распределялись не по географическому принципу, а по реальной потребности.

А еще иногда бывает очень полезно взглянуть на карту, в особенности на такую, на которой отмечена доля получателей социальной помощи в рамках программы «Харц-IV». Видите, вот эти огромные красные кляксы – в Берлине и вокруг него, в Мекленбурге-Передней Померании, в Саксонии- Анхальте… Там их везде насчитывается свыше 29%. А эту крохотную точечку в Северном Рейне-Вестфалии тоже видите? Вот ведь оно как…

Андрей ГОРЮХИН

№3(64), 2012